Интуитивно ощущаемое наступление эпохи постимпрессионизма; ветер перемен, ворвавшийся на просторы страны в 1917 году; тяжелейшая болезнь, переносимая со стоическим самоотречением, вызывали в душе художника Бориса Михайловича Кустодиева настойчивое желание «ответного шага»...
Анализируя фактологический фон создания «Портрета графини Грабовской», да и сам возврат художника к жанру портрета, случившийся в творчестве великого мастера в 1917 году, позволяет нам буквально «утонуть» во всех этих предпосылках и отсылках.
Самой очевидной деталью, которая бросается в глаза искушённому зрителю, знакомящемуся с «Портретом графини Грабовской», является его стилистическая близость к работам Эдуарда Мане.
Она заключается в «фирменной» и легко узнаваемой своеобразной пластике позы модели. Её анатомическая естественность удивительно органично сочетается с «промежуточностью», незавершённостью движения рук, плеч, шеи. Лёгкий полуоборот к зрителю намекает на развитие сюжета, на внутреннюю динамику картины. В то же время развитие этого самого сюжета совершенно не обязательно подразумевает диалог с тем, на кого или сквозь кого обращён взгляд женщины.
Мы, зрители, словно находимся на месте человека, вольно либо невольно, на краткий миг завладевшего её вниманием, и теперь «инициатива» виртуального общения с полотном принадлежит нам, давая простор для эмоционального отклика.
Подчёркнутая аристократичность и спокойное, чуть отстранённое выражение глаз — второй «слой» семантической нагрузки картины. Этот взгляд, будучи смысловым «эпицентром» композиции, притягивает и завораживает. При этом он не столько вопрошает, сколько просто констатирует наше присутствие, которое значит для героини пусть не меньше, но и явно не больше, чем внутренний монолог, читающийся в «зеркалах» её живой души. Этот магический эффект ещё сильнее подчёркивается затемнённым фоном композиции. Солнечные лучи с трудом пробивают себе путь сквозь хитросплетения ветвей, остающихся вне пределов видимости. Всё здесь служит единой цели: оставить нас наедине с чуть отстранённым, но пронзительным и честным взором синих глаз.
Маэстро сумел органично сочетать русский стиль и европейское влияние. Выразивший свои эмоции с помощью реалистических и импрессионистских методик, смогший примирить классику и модерн, потому и зовётся великим Борисом Кустодиевым.
Автор Лёля Городная.
🎯 Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!
#культура #изобразительное искусство #искусство #живопись #картины маслом