Найти тему
Живопись

«Портрет графини Грабовской» в исполнении художника Бориса Кустодиева

Интуитивно ощущаемое наступление эпохи постимпрессионизма; ветер перемен, ворвавшийся на просторы страны в 1917 году; тяжелейшая болезнь, переносимая со стоическим самоотречением, вызывали в душе художника Бориса Михайловича Кустодиева настойчивое желание «ответного шага»...

Анализируя фактологический фон создания «Портрета графини Грабовской», да и сам возврат художника к жанру портрета, случившийся в творчестве великого мастера в 1917 году, позволяет нам буквально «утонуть» во всех этих предпосылках и отсылках.

Г. С. Верейский Г.С., «Портрет Бориса Михайловича Кустодиева», 1921
Г. С. Верейский Г.С., «Портрет Бориса Михайловича Кустодиева», 1921

Самой очевидной деталью, которая бросается в глаза искушённому зрителю, знакомящемуся с «Портретом графини Грабовской», является его стилистическая близость к работам Эдуарда Мане.

Она заключается в «фирменной» и легко узнаваемой своеобразной пластике позы модели. Её анатомическая естественность удивительно органично сочетается с «промежуточностью», незавершённостью движения рук, плеч, шеи. Лёгкий полуоборот к зрителю намекает на развитие сюжета, на внутреннюю динамику картины. В то же время развитие этого самого сюжета совершенно не обязательно подразумевает диалог с тем, на кого или сквозь кого обращён взгляд женщины.

Мы, зрители, словно находимся на месте человека, вольно либо невольно, на краткий миг завладевшего её вниманием, и теперь «инициатива» виртуального общения с полотном принадлежит нам, давая простор для эмоционального отклика.

«Портрет графини Грабовской», 1917, холст, масло, 66 x 87 см, частное собрание
«Портрет графини Грабовской», 1917, холст, масло, 66 x 87 см, частное собрание

Подчёркнутая аристократичность и спокойное, чуть отстранённое выражение глаз — второй «слой» семантической нагрузки картины. Этот взгляд, будучи смысловым «эпицентром» композиции, притягивает и завораживает. При этом он не столько вопрошает, сколько просто констатирует наше присутствие, которое значит для героини пусть не меньше, но и явно не больше, чем внутренний монолог, читающийся в «зеркалах» её живой души. Этот магический эффект ещё сильнее подчёркивается затемнённым фоном композиции. Солнечные лучи с трудом пробивают себе путь сквозь хитросплетения ветвей, остающихся вне пределов видимости. Всё здесь служит единой цели: оставить нас наедине с чуть отстранённым, но пронзительным и честным взором синих глаз.

Маэстро сумел органично сочетать русский стиль и европейское влияние. Выразивший свои эмоции с помощью реалистических и импрессионистских методик, смогший примирить классику и модерн, потому и зовётся великим Борисом Кустодиевым.

Автор Лёля Городная.

🎯 Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

#культура #изобразительное искусство #искусство #живопись #картины маслом