Найти тему
Московские истории

Мажоров переулок: "Петушки на палочке и вафельные трубочки с кремом были под запретом"

Она тайком кормила воспитанницу вафельными трубочками с кремом и не давала к обеду ножей - читательница канала Елена Горская рассказывает о помощнице по хозяйству (их называли домработницы), колоритной личности, ставшей членом директорской семьи.

В сквере на Большой Семеновской, 1951 г. Автор А. Бабанов.
В сквере на Большой Семеновской, 1951 г. Автор А. Бабанов.

Родителей я видела один день в неделю, когда они приезжали с улицы Чернышевского (Покровка), где жили, в Мажоров переулок. Дедушка с бабушкой с работы приходили поздно. Целыми днями я была с Пашулей. Она была самым близким и родным человеком. Праздником было, когда Пашуля шла со мной на рынок.

Он был полон соблазнов, которые были мне запрещены бабушкой категорически: петушки на палочке и вафельный трубочки с кремом. Про мороженое я и не мечтала. Кроме того, на этой площади кроме рынка был кинотеатр "Родина". Тоже под запретом. Так вот Пашуля контрабандой покупала мне вафли и два раза мы с ней ходили в кино. Показывали фильм "Тарзан". Фильм не помню, но помню свой восторг от самого факта. И я ни разу не проговорилась про трубочки и кино. Это была наша тайна.

Кинотеатр "Родина", 1948 г. Автор Эммануил Евзерихин.
Кинотеатр "Родина", 1948 г. Автор Эммануил Евзерихин.

На лето мы все уезжали жить на дачу, под Пушкино, на станцию Зеленоградская. Там был иной распорядок, нежели в Москве, но устанавливала его все равно Пашуля. И спорить с ней никто не решался. Весь наш быт зависел от нее. По утрам, пока я не встану, Пашуля всех выгоняла на улицу со словами: "Голубка спит, не шумите!"

На даче
На даче

Но на даче была одна странность, до сих пор мной не разгаданная. Пашуля не давала нам ножи. И если кто-то брал себе нож к столу, Пашуля тут же его выхватывала и ворчала: "Вот сколько ни на есть ножей - все перетаскали!" Нельзя сказать, что мыть надо было больше, тарелки нам выдавались, как обычно. А вот с ножами…

С дедушкой. Я справа.
С дедушкой. Я справа.

За мое воспитание бабушка с дедушкой взялись в мои четыре года. Бабушка усиленно занималась со мной русским языком, а дедушка пытался привить мне интерес к наукам. Меня наказывали весьма оригинальным способом. Сажали на стул в столовой под часами и говорили, чтобы я подумала о своем поведении 10 минут. Пашуля была в гневе.

Когда мне исполнилось 6 лет родители забрали меня домой, и Пашуля стала ездить к нам на улицу Чернышевского. Доверить меня кому ни попадя она не могла. А кем ни попадя она считала всех, кроме себя.

Начало: "Больше она не капризничала - тётушка переколотила все фарфоровые игрушки", «В другие 6 комнат нашего дома въехали семьи рабочих с детьми — я была счастлива», "Пашуля считала дедушку не то что бесполезным, а слегка вредным членом семьи".

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru