Найти тему
Юлия Некрасова

Групповое мышление, семейная динамика и смысл жизни

Эрих Фромм
Эрих Фромм

Мы часто находим наш смысл в жизни, соединяясь с нашими группами.

Большинство людей, кажется, чувствуют, что их жизнь имеет смысл, даже если они не могут точно определить его, поэтому они, похоже, не беспокоятся о его поиске. Чего они могут не осознавать, так это того, что они могут чувствовать это только до тех пор, пока они делают то, что, по их мнению, они «должны» делать. Есть что-то утешительное в следовании правилам и в отсутствии необходимости слишком много думать о том, что такое существование. 

Правила о том, что нужно делать в жизни, были намного яснее, чем сейчас, для большинства людей в развитых странах. Различные учреждения, такие как школы и церкви, предложили вам варианты, и вы пошли дальше. Даже когда вы технически «нарушили» правила, ваши друзья часто подтверждали это. В некотором смысле, ответ на вопрос о том, какие правила могут быть нарушены в частном порядке (хотя и не публично), фактически был скрытно определен самими правилами! 

Свобода быть автором своей собственной жизни, называемая самореализацией (в отличие от того, что вы делаете от своей семьи или общества), является чем-то относительно новым в человеческом развитии.

Еще в 1940-х годах Эрих Фромм написал книгу об эволюции индивидуальности под названием «  Побег из свободы»  , в которой высказывалось предположение, что в целом люди боятся перспективы полной свободы. Если они могут делать все, что пожелают, возможно, они совершат ужасную ошибку. Несмотря на то, что многие не думают об этом, это все еще такой же фактор, как и раньше.

Итак, где сегодняшние люди в развитых странах узнают, что они должны делать и каким правилам они должны следовать? Сначала они учатся этому в своих родных семьях. Они пытаются следовать семейным правилам (даже когда члены семьи говорят одно, а делают что-то совсем другое), и правила остаются сильными. Они продолжают распространять то, что системные терапевты называют семейными мифами - своего рода родственные богословию церковной группы - и громко спорить за них, даже если они явно нелепы. Последнее явление называется преднамеренной слепотой. Что сейчас называется групповым мышлением?! Люди будут жертвовать своими собственными идеями, побуждениями, симпатиями и антипатиями, чтобы соответствовать своим группам. Они умрут за свои семьи или за свою страну в войнах, таких как язвительные агнцы на бойне. Групповое мышление развилось у людей из-за эволюционного давления, так как группы с большей вероятностью передают выгодные генетические тенденции, чем индивидуумы. Люди, более вероятно, умрут прежде, чем они смогут размножаться.

К сожалению, времена изменились. Культура развилась до такой степени, что мы можем быть свободнее для самореализации, но семейные правила часто не поспевают за изменениями. Люди застревают в старых моделях, но тем не менее, все еще сталкиваются с другими вариантами, которые могут показаться соблазнительными, но все же запрещенными. Это приводит к внутрипсихическим конфликтам - амбивалентности в отношении правил семьи - которые часто разделяют целые семьи.

Так почему бы людям просто не сказать, чтобы они делали то, что им нравится, до тех пор, пока никто не пострадал, кроме как из-за эмоциональных ушибов? Групповое мышление было выбрано эволюцией, которая, как я полагаю, дала нам очень тревожное чувство, если мы посмем сделать то, что называется беспочвенностью (также называемой экзистенциальным ужасом или аномией ).

Когда мы нарушаем семейные правила, нас одолевает чувство сомнения в том, кто мы и какой выбор мы сделали, а также экзистенциальное чувство бессмысленности всего этого. Это чувство настолько ядовито и подавляюще, что большинство людей сделают все, чтобы избежать его. Поскольку они избегали этого, они могут даже не знать, что оно существует, создавая еще большее беспокойство и замешательство, когда оно приходит к ним. Они могут даже подумать о самоубийстве. Часть его называют  остранения. В нормальном ходе повседневной жизни мы чувствуем себя как дома в мире; мы чувствуем связь. Все в мире о нас - объекты, люди, роли, ценности, идеалы, символы, институты и даже чувство того, кем мы являемся по отношению к остальному миру - кажется удобным, знакомым и значимым. Обезличение - это тревожное ощущение, что все не так хорошо, что внешний облик мира скрывает тот факт, что его значение и цель совсем не ясны.

Цитируя Ирвинга Ялома (1980), мы получаем ужасающее ощущение, что «все может быть иначе, чем есть; что все, что мы считаем фиксированным, драгоценным, хорошим, может внезапно исчезнуть; что нет твердой основы; что мы« не дома ». «здесь или там или в любой точке мира». Жизнь начинает казаться абсурдной и бессмысленной, совершенно лишенной значимого смысла. Стремление к достижению своих целей начинает казаться бесполезным упражнением; в чем смысл? 

Все, что человек считает важными, берет на себя слепоту и, в конечном счете, нереальность. Чувство нереальности приносит с собой нечто, что еще более нервирует, чем чувство бессмысленности: вышеупомянутое парализующее сомнение. Если все, что человек считает Евангелием, вовсе не реально, то, возможно, то, что я думаю, я знаю, я не знаю. И, возможно, это только я. Может быть, я не прав, но все остальные правы. Может быть, то, что я чувствую, неверно; возможно я ничто. 

Пациенты дали описания ощущений в психотерапии являются захватывающими:  

«Я почувствовал, что моя личность распалась. Моя карьера оказалась под угрозой. Маленькие флажки сомнения в том, что я делал, привели к депрессии. Я чувствовал себя как ноль».

«У меня такое чувство, что я не рыба и не птица».

 «Я чувствовал, как будто я был на другой плоскости от всех».

«Я чувствовал, что переступаю через границы. Я чувствовал себя отключенным. "

«Был барьер между мной и всеми остальными». Я чувствовал себя аморфным, неопределенным и пустым ". 

Насколько удобнее вернуться к следованию всем старым, знакомым правилам, даже если они делают вас несчастнымы. Тяга семейной системы к возвращению к семейным правилам очень сильна как в отношениях, так и в собственном уме.