Квебекский мультфильм “Мадам Тутли-Путли” (Крис Лави и Марек Щвербовский) я бы даже и хорошим не назвал. Поскольку ни назвать, ни изловить его в силки слов - невозможно. Лучше всего для его обозначения подходит апофатический метод Дионисия Ареопагита. Итак, “Мадам Тутли-Путли” – непопулярная, нарисованная, невеселая, несентиментальная, неглубокомысленная (наверное) и ненужная, по сути, никому анимационная лента.
Но забыть ее невозможно. “Мадам Тутли-Путли” – это такой аналог парфюма “Comme des Garcons” (Немые, древесные духи, которые все ненавидят, но кое-кто о них знает). Мадам и гарсон лежат у края Галатики “Анимация” и Парфюмерии, соответственно, и дразнят своей периферийностью. У мультяшного аналога, впрочем, есть одно существенное преимущество перед духами. Хотя путешествие Мадам в общем вагоне поезда по канадской тайге – апофатично, зато оно всем нравиться. Сдается мне из-за жуткого ощущения, что куклу, на самом деле, играет актриса с бездонными глазами.
Таинственный букет из ладана, чернил и чада от керогаза в мозгу воспаленном Беллами Ахмадулиной и Тарром, Джулианом Барнсом и Робером Мерлем, Тео Ангелопулосом и cтарухой Шапокляк сразу же после окончания просмотра рождает бурю простых ответов и непростых вопросов. С ответами все ясно: Женщина окружена европейским миром идиотов-мужчин, сражающихся друг с другом и полагающих, что от их чего-то зависит, миром геронтологической и одновременной юной Китайской-Восточной Цивилизацией, а также с миров страшных арабов в лице Муаммара Каддафи. А вот вопросы роятся ежесекундно. Например, “Кто украл все вещи у бедной женщины?” “Почему погибла группа Дятлова?”, “А была ли девочка?” и так далее.
Пожалуй, после “Потца” и "Свислоцкого", такой “мультфемы” у нас не было.