Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
ЧТИЦА / LA LECTRICE. ФРАНЦИЯ, 1988
Изысканная "Чтица" продолжает психологические эксперименты Мишеля Девиля ("Бешеный барашек", "Глубокие воды").
Эту картину, на мой взгляд, отличает безукоризненная элегантность и ироничная легкость кинематографической формы, эмоциональная непосредственность и гармония.
Мишель Девиль нашел для главной роли идеальную актерису Миу-Миу ("Вальсирующие"), чей импровизационный дар и тонкое чувство юмора позволяют свободно чувствовать себя в причудливой стихии картины, построенной на переливах множества жанров.
"Чтица" лишена привычного для "позднего Девиля" мрачноватого настроения. Авторский взгляд здесь нежен и добр, хотя режиссер и смотрит на мир с грустной улыбкой.
Так в тени знаменитостей французского экрана, в тени кассовых боевиков Лотнера и Зиди вот уже много лет звучит негромкий голос Мишеля Девиля, режиссера со своим мироощущением.
Это творчество мастера, пытающегося в противоречивом мире найти героев, в которых еще не умерла человечность.
И когда в фильмах Девиля этого не случается - с экрана звучит музыка. Высокая музыка человеческой души...
Александр Федоров, 1990
ЭД ВУД/ED WOOD. США, 1994
Эд Вуд (Джонни Депп), "самый худший режиссер всех времен", одержим манией снимать кино. Он встречает выброшенного из Голливуда, когда-то весьма популярного актера фильмов ужасов, завзятого наркомана Белу Лугоши (Мартин Ландау) и снимает с ним свой очередной "шедевр"...
По-моему, "Эд Вуд" - один из самых совершенных фильмов, созданных талантом Тима Бертона ("Атакует Марс","Сонная лощина").
Превосходная черно-белая гамма этой картины блестяще имитирует китчевый стиль американского кинематографа класса "Б" эпохи 40-х- начала 50-х годов.
Бертон буквально купается в пародийном материале.
Под стать этому и феерическое исполнение главной роли Дж.Деппом ("Мертвец", "Девятые врата"). Его Эд Вуд наивен, трогателен, фанатичен и целеустремлен в своей киномании.
Возможно, лучшую роль в своей долгой карьере создал и Мартин Ландау. Демонический Лугоши в его исполнении - настоящий продолжатель своего вампирского кинообраза. Трудно забыть его извивающие пальцы, черный плащ и тоскливый взгляд подслеповатых глаз.
Александр Федоров, 1999
P.S. Подробно о творчестве зарубежных кинозвезд и режиссеров можно прочесть в моей монографии: Федоров А.В. "Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)" (книга вышла уже несколькими изданиями, начиная с 2011 года), которая есть в сети (а pdf) в свободном доступе...