Начало эссе: https://zen.yandex.ru/media/id/5ce28cca6ae53300b438f79c/gaplogruppa-n-ovsianki-5d3d4bae1e8e3f00b21ea3cd
Русская национальная идея, начиная с XIX века, базировалась на славянофильстве (также как и на "евразийстве"). "Славянское" всячески культивировалось как изначальное и родное. Оно противопоставлялось "европейскому", "романскому", "германскому" как чуждому и наносному. И это в высшей мере справедливо. Действительно, именно славяне оказали решающее влияние на этногенез русского народа. А вот широкое понимание вклада финно-угров в русскую культуру пришло сравнительно недавно. Немалая заслуга в этом принадлежит новой науке — геногеографии. Геногеография — наука, исследующая характерные генетические признаки живых организмов и человека по различным географическим районам Земли. На основе генного анализа мутаций человеческого ДНК было в частности установлено, что значительная часть русских от 25% — до 30% ведут свое происхождение от финно-угров. Большинство финно-угров и значительная часть русских принадлежат к так называемой гаплогруппе N. В русском народе намешано "немало кровей", но дело в том, что в этой мешанине по своему значению выделяется влияние только двух значительных генетических субстратов. Большинство современных генетиков говорят сейчас о доминирующих в русском народе гаплогруппах R1a и N. Кое-кто из археологов и историков связывает эти гаплогруппы именно со славянами (R1a) и финно-уграми (N) как с типичными их носителями.
"Овсянки" являют собой одну из первых попыток в истории отечественного кино раскрыть "тайну русской души" с помощью генетического кода. "Поскреби русского — найдешь мерянина" вот — главная мысль этой картины. Демографы отмечают удивительную схожесть жизненного уклада финно-угорских народов и русских. Все финно-угорские народы, от коми до венгров, отличаются склонностью к суициду, пьянству и семейной нестабильности. И русские тоже здесь преуспели. Финнам и марийцам, эстонцам и венграм свойственны самоуглубленность, вдумчивость, рефлексия. Те же самые черты наблюдаются у северных русских, заселивших территории исчезнувших финно-угорских народов — меря, чудь, весь, мурома. Именно эти черты героев подчеркнуты в фильме Федорченко.
Россия по уровню убийств и самоубийства на 100 тысяч человек в год является одним из лидеров в мире. Забавно, что одним из лидеров в Европейском Сообществе по уровню убийств является, как это ни странно, Финляндия. Эта страна по этому показателю значительно опережает своих соседей — Швецию и Норвегию. Венгры, другой финно-угорский народ, — одни из лидеров по самоубийствам. По данным сексологов россияне лидируют в мире и по количеству внебрачных половых связей.
А вот цитата из фильма: "Народ странноват тут — да. Лица невыразительные как сырые оладьи. Волосы и глаза непонятного цвета. Глубокие тихие души. Половая распущенность. Страсти не кипят. Частые разводы, убийства и самоубийства не имеют видимых оснований. Ласка всегда внезапна, исступленно-отчуждена… Все как в старинных книжках по финской этнографии!"
Россия испещрена следами своего финно-угорского наследия. Так автор монографии "Мерянский язык" Орест Ткаченко пишет, что вплоть до XVIII века летописи содержат упоминания о так называемых "мерянских станах". В славянских, как и в индоевропейских языках притяжательная конструкция "у меня есть" — встречается редко. Там доминируют номинативные конструкции. Украинец говорит "Я маю". Македонец — "Jas imam". Американец — "I have". А вот в финно-угорских языках, как и русском такие конструкции — весьма типичны. В языке удмуртов, русских, финнов распространенно удвоение. Например, в русском — "руки-ноги", "жив-здоров", "нежданно-негаданно". Даже зачин сказок "жили-были" — калька с финно-угорских наречий, нетипичная в иных славянских языках. Район Москвы "Шаболовка" — ничто иное как финно-угорский топоним с корнем "бола" (деревня). И так примеров — сотни.
Но вернемся к самому фильму. Игра актеров, за исключением Виктора Сухорукова (отец Аиста, безумный поэт), не впечатлила. Юрий Цурило(Мирон) и Игорь Сергеев (фотограф Аист) были скорее пешками в партии режиссера, чем живыми персонажами. Румяная Юлия Ауг в роли трупа выглядела слишком живой. Лучше бы здесь смотрелась настоящая мертвая тетя. Музыка Андрея Карасева — таинственна и страшна, но весьма вторична. Являет собой перепев мотивов Артемьева в "Сталкере" и саундтрека в фильме "Звонок" (реж. Гор Вербински).
При всем идейном богатстве "Овсянкам" не хватает корма, художественной выразительности. Круг его почитателей будет ограничен ярославскими интеллектуалками, этнически озабоченными гражданами и образованными бизнесменами.
Впервые опубликовано на "Рускино":