Найти в Дзене
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ЗАПОЗДАЛЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ФИЛЬМЕ УЧИТЕЛЯ МАТИЛЬДА


.
Случайно наткнувшись в посковике на фильм
Матильда режиссера Алексея (искал я другой фильм), решил из любопытства посмотреть этот фильм, первые полчаса, вспомнив скандальный ажиотаж, вызванный им, года два с половиной назад. Честно говоря, сам не ожидал, что полчаса пролетят как минута , и в результате фильм я досмотрел до самого конца, о чем, правда, ни капли не пожалел. Должен отметить, что не смотря на большую составляющую художественного и любовного вымысла, ( о чем ни то что не следует забывать, а скорее невозможно забыть, в виду его скорее сновидческой художественности, к которой я еще вернусь ) снят фильм очень талантливо – и каким угодно, но ни скучным , ни, тем более пошлым, фильм Учителя богатого на выдумки и на нестандартные , экзотичные ходы, и решения, не назовешь. И даже, легкое ощущение, что фильм выдержан в эстетике и манере конца 80х , (вспоминая годы горбачевской перестройки, и популярные фильмы тех лет) , лишь придает этому фильму очарование. Что бы я отметил? Отметил бы то, что образ балерины Матильды Кшесинской , так поразительно сыгранной Михалиной Ольшаньской (внешне, кстати напоминающей молодую Мадонну Чикконе) действительно удался, как образ по настоящему красивой девушки, в которую можно влюбиться, даже такому человеку, как император. Влюбиться, прежде всего, поэтически, или романтично. Впрочем, на самом деле фильм Учителя не о страсти , и не о любви , (любовь и страсть служат лишь иносказанием) а о России, ее судьбе ее потерянной альтернативе. Как мне показалось, Матильда олицетворяет – в первую очередь не любовь императора, а какую то старую и вечную , допетровскую Россию, еще не онемеченную германской аристократией , Россию, стихийную и поэтическую, еще не подавленную немецкой муштрой. Если бы не онемечивали Русь, (что впоследствии и разделило аристократию, и народ как два враждебных лагеря) в России никогда бы не произошло революции. Говоря же о сюжете, как сюжете , прежде всего любовном, образ балерины Матильды получился необычайно воздушным, и поэтичным. Матильдой хочется любоваться, может быть, потому , что она так неуловима, как легкий осенний вихрь , взметающий листья, или как морская, радужная волна на закате. Любуешься тем, на чем невозможно, зафиксировать взгляд, образом, который невозможно объективировать. Да и царь Николай получился может быть недостоверно, но хорошо, прежде всего по человечески. Ему , как -то,сочувствуешь. Образ царя вызывает, как раз, симпатию. Честно говоря, мне непонятно, как этот фильм мог кого- то задеть.

...Единственное что в фильме смутило, что императрицу Александру Федоровну, изобразили плоско, и без любви, как какую то туповатую немку, какой она конечно не была, если судить по ее дневникам, даже не смотря на то, что русский народ не любил Александру Федоровну. Как мне показалось, фильм построенный на контрасте Александры Федоровны, и Матильды, проигрывает в очевидности этого контраста. Этот контраст не следовало бы делать резким. Это единственный минус этого фильма, на фоне его достоинств. Что еще сказать? Фильм по жанру я бы не отнес к мелодраме, скорее это драма в духе символистов Серебряного Века. Фильм напоминает сон...В фильме есть тревога и музыка, напоминающая , временами курехинскую . И еще я бы отметил что все даже наиболее эротические моменты красивы. Эта эротика, которая скорее волнует душу, чем телесно (и грубо) заводит. Все эти черты говорят о том, что снят фильм мастером, в фильме сквозит настоящий "учительский "почерк.

Хотя, это я почувствовал уже с самых первых кадров.