Найти тему
VIKENT.RU

Передача всех накопленных знаний - задача Г.С. Альтшуллера

Данная статья относится к Категории: Достойная цель

1.
1.

Человечеством накоплены гигантские знания, но чрезвычайно неэффективен процесс их передачи отдельному человеку.

Вот как это описывает создатель ТРИЗ, Г.С. Альтшуллер в научно-фантастическом рассказе «Опаляющий разум» по названию которого был назван весь сборник:

- Обыкновенная гениальная идея, - сказал Прокшин, когда я попросил объяснить, над чем он работает. - Возьмём дурака. Натурального дурака. Надеюсь, вам приходилось встречать такого дурака?.. Очень хорошо. Итак, возьмем рядового дурака и будем считать, что он равен нулю на шкале умственного развития. Ста градусам на той же шкале пусть соответствует умственный уровень Эйнштейна. Шкала, конечно, относительная. Можно опускаться ниже нуля и подниматься выше ста градусов. Итак, я хочу спросить: какова по этой шкале «умственная температура» человечества? Вы понимаете - всего человечества. В среднем. Ну?

2
2

Вопрос был не из лёгких, я промолчал. - Будем оптимистами, - продолжал Прокшин. - Однако и при самом могучем оптимизме трудно назвать цифру 80 или 60. Вот вы, например, сколько в вас градусов?

Я ответил, что тридцать шесть с половиной. По Цельсию.

Прокшин одобрительно усмехнулся:

- Выкрутились. А, в общем-то, вы близки к истине. По самой оптимистической оценке средняя температура человечества не выше тридцати шести с половиной. По моей шкале.

Тут я сказал, что на то имеется множество серьёзных причин - исторических и социальных. По данным ЮНЕСКО, полтора миллиарда людей голодают. Можно ли обвинить их в том, что они отстают в умственном развитии?

- Я не обвиняю, - нетерпеливо возразил Прокшин. - Я просто констатирую факты. Во-вторых, «средняя умственная температура» невысока. Во-вторых, она поднимается медленно. Слишком медленно.

- Такие разговоры совершенно бесполезны, если нет чёткой терминологии. Что такое ум? Что значит - стать умнее?

3.
3.

- Вот это деловой подход! - обрадовался Прокшин. Разговор происходил в таллинском порту. Прокшин спешил, часто посматривал на часы. Но я уже понял, что общие рассуждения об «умственной температуре» человечества связаны с чем-то конкретным. Магнитофон я включил не сразу. Иногда это может все испортить: человек начинает говорить деревянным голосом, сбивается, экает и мекает.

Лента магнитофона:

« - Давайте условимся так. Ум зависит от многих факторов. Но есть нечто обязательное, главное. Это - знания. Объём знаний. Сейчас вы возразите, что можно быть знающим дураком. Можно. Бывает и обратное: человек безграмотен, но умён. Что ж, это исключения из правил. А мы говорим обо всем человечестве. Здесь возможен только статистический подход; нужно мыслить правилами, а не исключениями из них. Итак, знания. Представьте себе, что все знания мира можно практически мгновенно вложить в головы всех людей. Все знания мира... Готовый заголовок, а? Невежество - такова почва, на которой растет глупость. Голодное невежество рабов. Сытое невежество мещан. Злобное невежество фашистов. И вот мы уничтожаем почву, за которую цепляются корни глупости... Дайте, пожалуйста, микрофон, я буду держать сам. Вас эта процедура явно отвлекает. А я хочу, чтобы вы поняли. Итак, что произойдет, если все знания мира сделаются достоянием каждого человека на Земле?

4
4

Все знания - слишком неопределенно. Согласен. Скажем так: знания в объеме тридцати - сорока высших образований. В разных сочетаниях. Разумеется, человек с такой начинкой ещё не застрахован от голода, болезней, страданий. Но у него будет иммунитет против скуки, безделья, пьянства. Знания - как уран: когда их объем больше критической величины, начинается нечто вроде цепной реакции. Покой, точнее - застой, просто невозможен.

Источник - портал VIKENT.RU

Изображения в статье:

1. Изображение Pexels с сайта Pixabay

2. Изображение Free-Photos с сайта Pixabay

3. Изображение congerdesign с сайта Pixabay

4. Изображение Bronisław Dróżka с сайта Pixabay