Найти тему
Толкачев. Истории

"Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья"

Милан Кундера
Милан Кундера

Герои рождаются не как живые люди из утробы матери, а из одной ситуации, фразы, метафоры; в них, словно в ореховой скорлупе, заключена некая основная человеческая возможность, которую, как полагает автор, никто ещё не открыл или о которой никто ничего существенного не сказал.
Милан Кундера

Строчки из Пастернака сами собой, совершенно случайно пришли, когда я дописал этот материал. Сами напросились в заголовок - куда ж деваться, если они точно отражают происходящие события.

Откроем роман Милана Кундеры «Невыносимая лёгкость бытия» 

Оказывается, согласно Кундере, бытие полно невыносимой лёгкости, потому что каждый из нас живёт всего один раз: «Einmal ist Keinmal» (с нем. — «единожды — все равно что никогда», то есть «то, что произошло однажды, могло совсем не происходить», «один раз не считается»). Настолько случайна жизнь каждого из нас, что мозг не способен найти объяснение этому. Случай, что родился ты, а не кто-то другой - один из сотен миллионов. Значит, каждая жизнь несёт в себе таинственную случайность.

Поедем в Питер

...И сразу в музей Федора Михайловича Достоевского, что в Кузнечном переулке. Там написан последний роман. Хотя «Братья Карамазовы» - это лишь первая часть замысла писателя. Вторую он не успел - вмешалась смерть. В первой он написал о распаде семьи, о том как дети могут желать смерти родителю. Во второй части он собирался показать, какой должна быть семья.

Так вот, прочитав «Невыносимую лёгкость бытия», я понял, что Кундера осмысленно или по случайности написал свой роман, который вполен сошел бы за одну из версий той самой не написанной второй части.

Кадр из фильма "Невыносимая легкость бытия"
Кадр из фильма "Невыносимая легкость бытия"

Судьбы Томаша и Терезы

Главные герои, Томаш и Тереза, пройдя много испытаний, уезжают в деревню. И сами того не подозревая, по-новому прочитывают друг друга, и к ним приходит семейное счастье.

Но до этого...

У Терезы было ощущение ненужной жизни. Отец умер в тюрьме, а мать, будучи вторично замужем, родила еще троих детей. Томаш метался между Сциллой и Харибдой - создавать семью или встречаться со случайными женщинами - повесить на себя обязанности или остаться «свободным».

И вот...

Они нашли друг друга, официантка Тереза - через страдания, хирург Томаш - через грех. Да, бывает и так.

Его одержимость работой и женщинами, от которой он не мог избавиться, в одночасье развеялась, как дым. Тереза, почувствовав такое отношение мужа, полностью отдается прелестям сельской жизни и чтению. Она начинает понимать свою душу и в любви к животным видит возможность познать рай, покинутый Адамом и Евой. Они понимают, что обрели друг друга, жалеют своего пса Каренина, очень горюют, когда растаял его короткий собачий срок жизни.

А еще они понимают какая немыслимая, невыносимая цепь событий привела их друг к другу…

В этом кроется ответ читателям, которые в комментариях написали «невыносимая тяжесть» или «невыносимая доля», и тому подобное…

Читая роман, не избавился от мысли, что с Терезой и Томашем мы встретились под дождем. Ведь дождь тоже маленькая случайность столкнувшихся туч.

Очень не хотелось бы раскрывать тайну финала. И не раскрою. Ясно одно - эти люди случайно, как и миллионы других пришли в этот мир, и теперь, что бы не произошло в их жизни - любые случайности произойдут с ними одновременно. В этом кроется «еще одна «невыносимая легкость бытия».

Кадр из фильма "Невыносимая легкость бытия"
Кадр из фильма "Невыносимая легкость бытия"
«Но не становится ли событие тем значительнее и исключительнее, чем большее число случайностей приводит к нему?» 
Милан Кундера