На уроках истории, вам, дорогие мои читатели, возможно рассказывали происхождения этой фразы.
Однако, выяснилось, что авторов этой самой филькиной грамоты несколько.
В современном мире, это словосочетание,обозначает безграмотно составленный, мало что значащий или, в конце концов, и вовсе «липовый» документ.
Но кто же такой этот самый Филя?
Вообще Филя, как одно из распространенных имен у крепостных крестьян. Так могут называть или Филиппа, что вряд ли, или что более вероятно Филата.
Соответственно в среде господ помещиков – это самое презрительное «Филька» символизировало недалекого и неуклюжего слугу. И подчас, если барину было лень запоминать настоящее имя, то он мог назвать Филькой любого крепостного, лишь бы он понял, что обращается к нему.
Отсюда следует , что раз Филька это неграмотный холоп, то вряд ли он может и имя –то свое написать. Не то что письмо, или, страх сказать, деловую бумагу.
Но был и еще один вполне конкретный человек, Филипп, а если быть точнее Митрополит Московский и Всея Руси Филипп II. Жил он при Иване Грозном. И отношения у них с ним не заладились с самого начала.
А дело было так. Иван Васильевич прибыл в Москву, в сопровождении опричников. И первым делом, будучи человеком религиозным и даже отчасти богобоязненным пошел на службу в Успенский Собор, в Кремле.
По окончанию службы царь преклонил колена, перед патриархом прося его благословения, однако патриарх не удостоил вниманием самодержца.
В следующий раз, Филипп еще больше разгневал Грозного. Однажды летом, царь с толпой опричников приехал в Новодевичий монастырь, где в это время отмечался храмовый праздник с крестным ходом. Службу вёл митрополит Филипп. Он увидел на одном из опричников царя тафью, небольшую чёрную шапочку, ношение которой Церковь осудила ещё на Стоглавом соборе. Осудила потому, что она была похожа на тюбетейку, головной убор мусульман. А значит была неуместна христианину. Филипп сделал царю внушение, и Иван Васильевич видимо восприняв этот жест, как личное оскорбление осерчал на дерзкого старца, а Филиппу на тот момент было 62 года и вынудил его покинуть митрополичью службу и удалиться в Соловецкий монастырь. Но и этого царю показалось мало. Он задумал собрать некие несуществующие улики, о порочной жизни старца Филиппа. Чтобы еще больше очернить его. Однако эта затея провалилась. Улики были надуманными, а один из участников комиссии по сбору этих улик – епископ Пафнутий попросту отказался подписывать следственное заключение.
Однако даже в ссылке митрополит писал царю пространные и убедительные письма, призывая его одуматься и распустить опричнину.
Однако, Грозный царь только посмеивался, и в редких ответах величал его Филькой, а его письма – филькиными грамотами.
Однако подустав от увещевательных писем, Иван вызвал своего верного слугу –небезызвестного Малюту Скуратова и попросил его как-нибудь утихомирить опального патриарха.
Малюта Скуратов с присущим ему рвением взялся за дело. Однако его красноречия не хватило. Тогда он потихоньку задушил строптивого старца. Как всегда незаметно.
Филипп был причислен к лику святых,как принявший мученическую смерть, а выражение «Филькина грамота» осталось в народе.
С вами был Станислав С. Кий.
До новых встреч.