Война - тема для советского кино особая. Великие кинодрамы, известные на весь мир. Мощные эпические батальные полотна. Лучшие силы "Мосфильма", поддержка армии, значительные бюджеты.
Жанровое кино при этом воспринималось чиновниками из Госкино как что-то второстепенном, чаще всего проходящим под рубрикой "для детей и юношества". Чаще всего такие фильмы производились не на солидном Мосфильме", да и средства выделялись весьма скромные. Поэтому многие военно-приключенческие картины сегодня смотрятся довольно слабо - кто сейчас вспомнит "Мерседес" уходит от погони" или "Берем все на себя"?
Тем не менее, несмотря на легкое пренебрежение жанром со стороны киноначальства, на экранах появлялись и весьма достойные образцы крепкого приключенческого кино.
"Один шанс из тысячи" (1968)
Капитан Мигунько возглавляет отряд десантников, отправленный на усиление партизан в оккупированном Крыму. Из-за предателя в партизанском подполье большая часть десанта гибнет, что не мешает Мигунько с остатками своих "коммандо" начать рискованную операцию по внедрению в санаторий, где поправляет здоровье элита вермахта.
Далее следует канонический сюжет, в котором присутствуют все элементы шпионского боевика. Над героем постоянно нависает опасность, но он ловко выбирается из самых рискованных ситуаций, задумывает еще более дерзкие диверсии и в итоге устраивает отчаянный рейд на санаторий, похищает важные документы и с боем прорывается к своим.
Перекрашенный в блондина Анатолий Солоницын, триумфально сыгравший Андрея Рублева в знаменитом фильме получает огромное удовольствие от работы. Еще бы, после трудных съемок в роли средневекового иконописца, терзаемого вечными вопросами бытия, роль супер-разведчика - воплощение мальчишеских мечтаний о военной героике и приключениях.
Имя режиссера Левона Кочаряна вряд ли что-то скажет зрителю. А вот имя художественного руководителя ("креативного продюсера", как сказали бы сегодня) знакомо каждому - Андрей Тарковский. До "Шанса" Тарковский долго и мучительно работал над двумя шедеврами - "Ивановым детством" и "Андреем Рублевым". После таких трудных фильмов возможность провести несколько недель в солнечном Крыму и снять цветной широкоформатный лихой боевик показались Андрею Арсеньевичу отличной идеей. Одесская киностудия, удаленность от начальства, "правильная" тема - идеальная возможность оторваться от контроля киночиновников.
То, что авторы как мальчишки, азартно играющие в войнушку, взялись за дело, видно в каждом кадре. Это динамичное, зрелищное кино, несущееся от одного сюжетного поворота к другому с бешеной скоростью. Минимум разговоров, никаких отвлеченных рассуждений - только безостановочное развитие сюжета. Даже когда гибнут герои, действие ни на секунду не останавливается - только вперед, на всех парах, от одной перестрелки к другой. В общем, настоящий военный боевик без лишних рефлексий.
"Пятеро с неба" (1969)
Пятерка разведчиков должна найти доказательства, что фашисты готовятся использовать химическое оружие. Снаряды с отравляющими веществами надежно охраняются, завладеть образцом - смертельно опасное задание.
Если Тарковский и компания сняли лихой боевик в голливудском духе, то авторы с "Ленфильма" не делали акцент на погонях и перестрелках. "Пятеро с неба" больше походят на триллер, где важнее не взрывы и пальба, а гнетущая атмосфера опасности, где каждая ошибка может стоить жизни. Каждый взгляд вслед означает подозрение, каждый вопрос - ловушка.
Если авторы бесшабашного "Одного шанса из тысячи" могли себе позволить окарикатуренные образы немцев, то в серьезном триллере главный антагонист - ключ к успеху. И в этом плане тут все более чем в порядке. Штурмбаннфюрер СС Хольц - блестяще выписанный и сыгранный персонаж. Общительный, по-своему обаятельный, даже вроде бы располагающий к себе - но под этой маской скрывается опаснейший враг. Умный, наблюдательный, умеющий одним вопросом загнать собеседника на зыбкую почву и поставить на грань провала.
Мне этот роскошный персонаж напомнил гестаповского офицера Дитера Хеллстрема из "Бесславных ублюдков". Помните, как он разоблачил британского шпиона по странному акценту и незначительному жесту? За 40 лет до мирового хита в скромном черно-белом фильме действовал его не менее проницательный предшественник.
Снова любопытная аналогия. Тарковский и его команда резко отошли от привычного стиля "мэтра" и сняли яркий, эффектный, красочный фильм. А авторы "Пятеро с неба" наоборот - как будто переняли стиль Тарковского.
Промозглая осень, голые сучья на фоне серого неба, физическое ощущение неуютной, вечно влажной от моросящего дождя природы - эта стилистика как нельзя больше соответствует настрою фильма, помогает усилить атмосферу давящего напряжения и враждебного окружения.
Скромный "ленфильмовский" фильм без громких имен сегодня смотрится на удивление свежо. Правильно выбранный стиль, хорошие, пусть и не "звездные" актеры, умело поддерживаемая атмосфера, визуальный ряд в духе модного европейского кино 60-х - "Пятеро с неба" совсем не выглядят "артефактом". Не пересматривал фильм с детства, с 70-х - и был приятно удивлен, освежая впечатление для этой статьи.
Как мы видим, когда за дело брались толковые кинематографисты, то даже при скромных технических возможностях можно было снять и удалой боевик, и "атмосферный" триллер.
Жаль, конечно, что таких фильмов было не так много. Жаль, что в 80-х военные приключения становились все более рутинным жанром. Жаль, что сейчас потрясающий материал Великой Отечественной стал по большей части основой для дешевых сериалов.
Ведь лучшие образцы показывают - можем, можем когда хотим.