Найти тему
Цех

От «Моей прекрасной няни» до Канн. Принципы работы Александра Роднянского

Оглавление

«Цех» продолжает серию материалов, в которых разбирает популярные книги, посвященные образованию, саморазвитию и личной продуктивности. На этот раз в центре нашего внимания «Выходит продюсер» Александра Роднянского.

Главный повод прочитать книгу целиком — совершенно невероятная, крайне располагающая личная интонация автора. Зрители выпуска Дудя с Роднянским не дадут соврать.

По сути, книга представляет собой основательно отрефлексированную историю жизни Роднянского с подробным разбором его двух самых громких и успешных проектов в сфере медиа — украинского и российского телеканалов «1+1» и «СТС». Сложно вспомнить хотя бы еще один пример того, как руководитель такого уровня с такой же откровенностью рассказывал о своих выдающихся финансовых и профессиональных успехах (впрочем, не только об успехах).

Несмотря на то, что речь в книге идет в основном о периоде девяностых и нулевых, читать всё это невероятно интересно. Скорее всего, значительную часть созданных Роднянским медиапродуктов вы так или иначе видели (и являлись, что называется, их целевой аудиторией). Тем интереснее узнать, как он принимал конкретные творческие решения при их создании. И, что характерно, все выводы и наблюдения, которые озвучивает Роднянский, за эти годы, нисколько не потеряли в актуальности (а очень даже наоборот).

Ключевые инсайты книги

  • Когда продюсируешь проект, приправленный политикой, не стоит ожидать стопроцентного исполнения планов и договоренностей. Концепция может измениться, как в старом анекдоте, в любой момент.
  • Если ты приглашаешь парламентариев в студию, задаешь им неудобные вопросы, если ведущий превосходит высоких гостей в красноречии и глубине анализа, то эти парламентарии начнут воевать с тобой самыми непарламентскими методами.
  • Наступление власти на редакционную политику всегда начинается очень мягко, но стремительно приобретает катастрофический размах.
  • В спорте есть такое правило: когда бежишь, назад не оглядывайся, потому что, оглянувшись, ты даешь почувствовать бегущему за тобой, что не уверен в своих силах. Поэтому я настаивал на том, что СТС не должен конкурировать с ТНТ. Мы конкурировали с «большой тройкой» — Первым, «Россией» и НТВ, а не с каналом с меньшей аудиторией, лишь формально находящимся в той же, что и мы, дециметровой категории. Сотрудникам СТС было запрещено упоминать ТНТ как конкурента СТС в разговорах или интервью.
  • В «Моей прекрасной няне» сначала была идея сделать няню грузинкой, армянкой, но было понятно, что Кавказ ассоциируется с конфликтностью, и конфликтность эта неромантическая. Поэтому мы решили остановиться на украинке из Мариуполя — так аудитория получала возможность почувствовать себя и толерантной, и склонной к мультикультурализму без всяких над собой усилий. Зрители могли сказать себе, что желают счастья всем вне зависимости от национальности, они обрели право сделать себе комплимент и не потратиться душевно.
  • Поняв, что сериал прижился в каждом доме, я принял одно из своих самых успешных программных решений: «Няню» начали повторять в 12:00 ночи. С этого момента неглупая московская публика открыла для себя этот смешной и милый проект. Оказалось, что большинство моих знакомых или их жен, прежде чем заснуть, включают в спальне СТС. Кто-то даже назвал этот ночной повтор «Няни» передачей «Спокойной ночи, малыши!» для взрослых.
  • В моем понимании СТСовский инфотейнмент должен был подходить — и это было категорическим отличием от других каналов — для просмотра семейной аудиторией, то есть для аудитории с детьми. СТС представлялся мне каналом просвещенным, интеллигентным, витаминозным, то есть насыщенным полезной информацией. Поэтому мы сделали викторину «Самый умный» и научно-популярный журнал «Галилео», ведущим которого стал остроумный Александр Пушной.
  • На мой взгляд, важным условием дальнейших успехов СТС стало то, что мы первыми решили подойти к построению и продвижению телевизионного бренда так, как если бы мы продвигали товар из категории повседневного спроса. Мы сформулировали основные брендовые атрибуты СТС, среди которых были и коллективный портрет ведущих, и ставка на развлекательность, и отказ от политического высказывания, и фокус прежде всего на молодой аудитории.
-2
  • Самый успешный сериал за всю историю СТС «Не родись красивой» первым затронул ту сферу жизни, которую телевизионные каналы до тех пор обходили стороной: жизнь офиса, субкультуру офиса. И его «население» — «офисный планктон», настоящий пролетариат нулевых. Мы рассказали сказку, в которой миллионы наших сограждан узнали свою жизнь и себя самих.
  • На самом пике успеха СТС, в 2005–2006-м, мне вдруг показалось: я что-то упускаю, что-то существенное не контролирую. Канал по-прежнему обращался к ребенку, уцелевшему в каждом взрослом. Но ребенок этот стремительно двигался к пубертату. Зрителю явно хотелось чего-то поострее и погорячее, чего-то запретного и даже порочного. Иными словами, он потерял девственность.
  • Я всегда считал невероятно важным для бренда, чтобы канал не просто был «семейным», а чтобы он был ориентирован на детей. Мы не показывали программ, которые не могли бы смотреть дети, как минимум до 10 часов вечера (это и послужило причиной моего отказа от Comedy Club). Для привлечения детской аудитории на протяжении десяти лет в дневном эфире несколько часов шли мультфильмы и детские передачи. С финансовой точки зрения детские программы не могут принести серьезных денег, так как по закону их нельзя прерывать рекламой, и к тому же детская аудитория рекламодателей интересует меньше. Но с точки зрения стратегического развития детский зритель очень важен. СТС был единственным телеканалом, который включали дети, возвращаясь из школы. А когда дети привыкают смотреть канал, к ним присоединяются родители. С учетом этого мы выстраивали программирование долгие годы, обеспечивая зрителям полноценный семейный просмотр, а себе самим — высокие цифры в прайм-тайм. Правильность нашего подхода подтвердилась, когда СТС начал снижать количество детских программ. Это решение было подсказано консультантами, нанятыми для оптимизации структуры компании. Большая иностранная консалтинговая фирма получила за свои услуги серьезные деньги. Проблема была, однако, в том, что она, как и большинство консалтинговых компаний в медиа, давала либо бессмысленные, либо откровенно вредные советы.
  • Однажды мой товарищ, блистательный кинокритик Виталий Трояновский, предложил идею по-настоящему оригинальную: сделать фильм не просто о загрязнении окружающей среды, а о том, как ее плохое экологическое состояние отражается непосредственно на здоровье человека. Сегодня оригинальность идеи кажется сомнительной, но тогда в медиа разговор шел исключительно об абстрактном вреде для природы, а совсем не о конкретном вреде для живых людей. Главным выводом фильма стало следующее: советская система не просто несправедлива, она убивает не свободу, не возможность высказывания. Она убивает людей — в буквальном смысле, без всяких метафор. Убивает вследствие своей неэффективности. Эпилогом были кадры, снятые в пустом брошенном атомном городке Припять…
  • История в отечественном массовом сознании покойник, о ней либо хорошо, либо ничего.
  • Профессионалы кино знают, что в по-настоящему удачных фильмах, втягивающих в себя зрителя, увлекающих и не дающих отвлечься, зачастую незамеченными остаются мелкие недочеты технического или даже сценарного свойства. Это называется fridge logic, «логика холодильника». Вот вышел зритель из зала, он переполнен эмоциями, он с восторгом обсуждает фильм с друзьями. А ночью, встав съесть что-нибудь из холодильника, вдруг задумывается: «А почему это герой тогда так поступил? Это ведь совершенно нелогично!» Если эти вопросы у зрителя возникают не в зале, а существенно позже, значит, фильм удался.

Что еще почитать об аудиовизуальном искусстве

  • «Как делается кино» Сидни Люмета. Вы наверняка неоднократно видели эту книгу от режиссера «Двенадцати разгневанных мужчин» на промозонах в книжных магазинах. Книга на самом деле, неплохая (особенно, если ранее вы не пробовали интересоваться работами по теме кино и драматургии).
  • «Кино без бюджета» Роберта Родригеса. Книга хороша, если вам нравится Родригес (не скрою, мне очень нравится). Если серьезно, история восхождения на Олимп Голливуда без цента в кармане точно заслуживает вашего прочтения.
  • Instagram Александра Роднянского. Каждый его пост читается, как дополнительная и очень интересная глава из «Выходит продюсер». Тем более, что когда вы дочитаете книгу до конца, вам совершенно точно захочется продолжения.

Вячеслав Шушурихин

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.