В своих рассказах о нашем продвижении к морю я часто упоминаю автопилот, который так помогает нам управлять лодкой. Эта вещь, в самом деле, заслуживает отдельного упоминания. Это самый дешевый румпельный авторулевой Raymarine ST1000+, который мы приобрели в Швеции за 35000 рублей. У нас, в России, он может стоить до 50. Да, вещь дорогая, но теперь я точно знаю, что это первейшая электронная приблуда, которую надо устанавливать вообще на любую лодку, благо, установка его очень проста.
Авторулевой, в простейшем случае, занимается тем, что просто удерживает лодку на заданном курсе. Внутри него имеется магнитный компас, и при любых отклонениях устройство крутит моторчиком какой-то редуктор внутри себя, таким образом двигая шток, который закреплен на румпеле. Лодка поворачивает в нужную сторону. Когда раньше счастливые обладатели данных приборов говорили мне, что мы, мол, вообще теперь не рулим румпелем, а просто жмем на кнопки — такой способ управления казался мне полнейшим абсурдом. Однако, теперь я и сам делаю только так, и это оказалось безумно удобным.
Ну, начнем, пожалуй, с базового варианта. Когда мы достали авторулевого из коробки и кое-как приделали его к лодке. В инструкции этот процесс подробно описан, однако на фолькботе, как оказалось, устройство невозможно разместить перпендикулярно диаметральной плоскости. Я сперва переживал, что это скажется на его работе, но все-таки разместил авторулевого немного наискосок. И в итоге это совершенно никак не сказалось на его работе. К тому же, в настройках можно указать различные поправки и прочее, чтобы согласовать работу разных устройств управления и навигации, которые есть на судне. В общем, сверлим пару дырок, подключаем питание, и все — можно отправляться в путь.
Выше я упоминал про руление кнопками. Да, с непривычки это может показаться странным, но на деле все очень просто. На устройстве есть кнопки «+10», «-10», «+1» и «-1». Это у нас градусы, которые прибавляются и вычитаются из текущего курса. То есть нажимая на +10, мы поворачиваем на 10 градусов вправо, и повернув, лодка продолжает удерживать данный курс, а я могу продолжить заниматься своими делами. Теперь данное устройство мне кажется просто незаменимым, и я пользуюсь им даже на реке.
У меня, конечно, базовым вариантом все не ограничилось. Я подключил пилота к своему самодельному картплоттеру. Если в картплоттере нарисовать какой-то маршрут, то данные о нем он будет постоянно отправлять авторулевому по протоколу NMEA-0183. Об этом, кстати, я уже писал, правда в то время мне еще не довелось испытать данную систему в действии. Однако теперь я в полной мере могу насладиться этими космическими технологиями — сейчас я просто ставлю точки на экране, потом жму соответствующую комбинацию клавиш на рулевом, и он ведет лодку по заданному маршруту. Это просто обалденно!
Ну и раньше я размышлял о том, что мол, авторулевой, скорее всего, позволит нам проходить гораздо большие расстояния, чем раньше. Да, так и есть! Конечно, на реке и в других узких местах мне приходится постоянно торчать в кокпите чтобы контролировать ситуацию вокруг. Но стоит выйти на открытое пространство, где нет опасности столкнуться с другим судном, как появляется возможность просто пойти в каюту и, например, с комфортом попить там чаю. И совершенно наплевать, что снаружи дует ветер, летят брызги и идет дождь — ты экономишь свои силы, смотря на карту в телефоне, сидя за столом при свете уютных лампочек.
Надо признать, что автопилот жрет электричество, при наличии ветра это электричество нам дает ветряк, а в других случаях — мотор. Так что я в очередной раз повторю, что это прямо-таки обязательная штука, которую надо ставить на любую лодку. И особенно в моем случае, так как Наталья не особо умеет в навигацию и работу с парусами например. Теперь я в одиночку могу даже ставить все эти паруса, убирать их, делать сложные маневры, и так далее. Я могу даже спать подолгу, оставляя Наташку на вахте, не переживая о том, что она сильно устанет и допустит какую-нибудь критическую ошибку.