Уже в конце этого года первые «Иволги» пойдут по первой и второй линиям Московских центральных диаметров. Мало кто знает, что на таких электричках можно покататься уже сегодня. Что я и сделал, чтобы описать, что же ждет пассажиров МЦД.
Где ходят и где будут ходить «Иволги»
По состоянию на июль 2019 года «Иволги» ходят в Москве по двум маршрутам, оба начинаются с Белорусского вокзала.
Во-первых, это направление Москва – Усово. Здесь можно встретить «Иволги» двух видов. Это те новые электрички, о которых я расскажу в этом тексте, и «Иволги» первых образцов – пятивагонные с уменьшенным количеством сидячих мест. Я о них рассказывал ранее.
До Усово «Иволга» ходит по тарифам обычной электрички. В расписании перевозчик (Центральная пригородная пассажирская компания) ее обозначает, как «стандарт-плюс». Отличить старый состав от нового можно по количеству вагонов (5 – старые, 6 – новые).
Вторым направлением для «Иволги» является Москва – Одинцово. Здесь новый российский электропоезд идет как экспресс (РЭКС). Билеты на него стоят в два раза дороже, чем на обычную электричку, а время в пути составляет 22 минуты против обычных 35-38 минут.
Поезд следует с одной остановкой на станции «Инновационный центр». Видимо, решили, что инновационный поезд не может здесь не останавливаться.
Уже к концу года «Иволги» до Одинцово будут ходить не от Москвы, а от Лобни и не с одной остановкой, а со всеми. Это будет первый диаметр. Второй диаметр – от Нахабино до Подольска – тоже должен заработать к концу года. «Иволги» здесь будут чередоваться с обычными электричками.
Откуда взялась «Иволга»
Поезд «Иволга» производится на вагоностроительном заводе в Твери. Изначально планировалось, что именно «Иволги» будут обслуживать Московское центральное кольцо, но потом РЖД отдало приоритет на МЦК «Ласточкам».
В отличие от немецкой «Ласточки», коих на сегодняшний день произведено уже более двух сотен штук, «Иволги» – полностью отечественная разработка. По данным на июль 2019 года, сделано 27 таких электричек.
Минувшей осенью премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в обозримом будущем «Иволги» должны будут заменить устаревшие электропоезда по всей России.
«Иволга» изнутри
На сегодняшний день все «Иволги» делаются в шестивагонном исполнении, кроме двух первых, пятивагонных.
В каждом вагоне – по две пары автоматических дверей. Тамбуров нет, то есть пассажир сразу попадает в середину. Между вагонами – сквозной проход.
Компоновка салона «Иволги» говорит о том, что это городская электричка. Сидячих мест здесь немного. В головных вагонах всего 28 кресел, в промежуточных – 68.
Для сравнения – в обычных старых электричках в промежуточных вагонах обычно 110 мест, а в «Ласточках», которые эксплуатируются на МЦК, – по 92 места.
В «Иволгах» зона для велосипедистов и стоящих пассажиров отведена в первом и последнем вагонах.
Здесь же находятся туалеты. Как и в «Ласточках», в «Иволгах» разместили по два туалета на поезд. Из интересного: внутри установлены автоматические сушилки для рук.
Теперь поговорим о зарядных устройствах.
Напомню, что в «Ласточках» возле сидячих мест, расположенных у дверей, есть розетки. В «Иволгах» примерно на тех же местах, только повыше, сделали USB-зарядки.
Воспользоваться ими смогут только пассажиры, севшие возле дверей. Причем быстро зарядится от 2-амперной зарядки сможет лишь один из них. Второму придется довольствоваться долгой 1-амперной зарядкой. Те, кто хочет зарядить ноутбук от обычной розетки, в пролете. Розеток нет, покупайте лэптопы с USB Type-C.
Еще разъемы для зарядки телефонов есть возле дверей. Так что те, кому не досталось сидячих мест, смогут зарядиться в районе входа-выхода из вагона, создавая толчею на посадке-высадке. Розетки там точно такие же.
Не понимаю, почему разработчики не вывели зарядные разъемы к каждому сидячему месту. Недавно ездил в финских электричках, так там у каждой пары кресел было по розетке.
Но вернемся к «Иволгам». Очень меня порадовал вывод вентиляции к окнам.
Я ехал в составе номер шесть. Он уже какое-то время обращается на Московской железной дороге, но все еще пахнет, как новый.
От поездки у меня остались только лучшие впечатления. Поезд идет мягко, внутри тихо, поезд набирает и скидывает скорость быстро, но при этом плавно, климат внутри комфортный. К информированию пассажиров с помощью табло, экранов и устных объявлений тоже никаких претензий. Двери открываются в двух режимах. На конечных станциях машинист может открыть все двери принудительно, во время долгой стоянки и на промежуточных станциях двери открываются и закрываются пассажирами с помощью соответствующей кнопки.
Минусы «Иволги»
Несмотря на то, что поезд получился очень приятным и современным, у него есть недостатки.
Мне не нравится то, что в «Иволгах» существенно меньше вагонов и мест, чем в обычных электропоездах. Это означает, что когда они придут на смену стандартным электричкам на МЦД-1 и МЦД-2, сидячих мест хватит далеко не всем.
Все же рассматривать электрички для МЦД как чисто городские – неправильно. Большую часть пассажиров они повезут из Подмосковья в Москву, а это минут 30-45 в пути. И стоять все это время мало кому будет приятно.
Еще один явный недостаток – это нехватка и не вполне удачное расположение USB-разъемов.
А какое у вас впечатление сложилось от «Иволги»?