Найти в Дзене

Глава 12. ОТ СТАДА К ГОСУДАРСТВУ (часть третья)

По мере развития технологий, повышавших эффективность использования ресурсов, закономерно росла численность населения феодальных государств, и в конкурентной борьбе выживали уже те государства, где распределение ресурса власти менялось в сторону её концентрации и централизации. Что, в общем- то, было процессом, обратном тому, который имел место при эволюции общин в феодальное государство. Властный ресурс «сюзеренов» территорий государства становился всё меньше с перетеканием его к «верховному сюзерену». Часть бывших властителей территорий вливались в «центральную власть» уже на правах практически полного подчинения (дворяне) верховному правителю (король, царь, великий князь) , образуя единую правящую страту, как было ещё в больших общинах, но уже с новыми технологиями повышения эффективности властного ресурса, новыми технологиями насилия. Появились новые страты, в которые центральная власть уже на иной основе, чем когда то своим вассалам распределяла властный ресурс. Это армии, «полиция», суд, и т.п. Появившаяся вслед за деньгами ЭКОНОМИКА стала одним из важнейших механизмов и технологий управления (по сути всё того же насилия доминирующей группы) государством, и соответственно, зародилась и страта, нишей существования которой была экономика, денежный оборот. Сначала это были всевозможные торговцы (купцы), из которых позже выделилась категорию торговцев, занимавшуюся уже исключительно торговыми операциями с деньгами, «банкиры».

Огромную роль в эволюции государства сыграло появление РАБСТВА. По сути, оно многократно ускорило эту эволюцию, приблизив появление современной его формы. Дело в том, что когда одни особи сообщества додумались лишать часть особей своего же вида с помощью насилия практически всех прав (не важно, как это мотивируя), они получили чрезвычайное увеличение эффективности использования присвоенных ресурсов обществом в целом. При рабстве сообщество насильственно делит особей на две резко не равные категории, весьма специфическим образом распределяя между ними продукты переработки ресурсов. Одну – с низкой затратой ресурсов своего организма и высоким потреблением присвоенных ВСЕМ сообществом ресурсов, а вторую – с высокими затратами собственных ресурсов и очень низким потреблением присвоенных. Последняя категория особей лишается присущей ей от природы способности к насилию (вспомните главу 11 про власть) практически до нуля. По сути, эта категория лишается статуса особи своего вида, выводится «за скобки» сообщества по сумме своих прав, получая минимум ресурсов, подобно рабочему скоту или средству производства. Рабы, по сути, были тем, чем, многие столетия спустя для переработки ресурсов и экономики станут МАШИНЫ.

Однако, труд самих рабов остаётся низкоэффективным, и самое главное – экстенсивным. В результате параллельно происходит два процесса.

С одной стороны, рабовладельческое государство быстро растёт. Довольно полное количественное удовлетворение базовых потребностей его граждан приводит к росту запросов на качество этого удовлетворения. В ответ на этот спрос развиваются медицина, искусство, наука и религия. Они, в свою очередь, становятся дополнительными инструментами насилия. Появляются новые страты, со своими специфическими проявлениями поведения доминирования, иерархическими системами и ранговыми маркерами.

С другой стороны, этот рост и усложнение требуют всё новых и новых ресурсов, и прежде всего – территориальных. Обостряется конкурентная борьба за ресурсы, в которой выживают государства с наиболее эффективными системами управления сильно усложнившимся сообществом. Одна из них – демократия, в её истинном смысле, как распределение ресурса власти только между СВОБОДНЫМИ особями. То есть между теми, между кем распределяется и основная масса продуктов переработки ресурсов. Такой тип распределения власти давал «демократическим государствам» преимущества в выживании именно потому, что отвечал интересам основных ПОТРЕБИТЕЛЕЙ присвоенных всем обществом ресурсов, чем вызывал у них заинтересованность в существовании подобной системы распределения власти. Но эти настоящие демократии, существовавшие в рабовладельческих государствах, только в условиях различных форм рабовладения и могли существовать. По сути, это была «расширенная аристократия». Примечательно, что современные «демократии» так же возникают с появлением некоего заменителя рабов в виде машинного производства как технологии повышения эффективности переработки ресурсов и возможности неограниченного расширения базы первичных ресурсов. Но это уже совсем иная «демократия», на самом деле являющаяся скорее маскировкой истинного распределения властного ресурса в обществе за счёт создания иллюзии его распределения между всеми особями.

Прошу уважаемых читателей, кому понравились мои статьи, не забывать ставить лайки и подписываться на мой канал. К сожалению, без этого никак. Таковы правила игры)