Можно ли найти золотую середину между пьянством и сухим законом?
Почему я начал употреблять
Первый раз я напился совершенно осознанно из исследовательских соображений. Думаю, так Кастанеда когда-то трескал пейотль под заботливым взором Дона Хуана. И уверен в том, что основная часть подростков приходит к алкоголю именно так — из любопытства. И к этому толкаем их мы — взрослые.
Во-первых, алкоголь продаётся в продуктовых магазинах. Значит, алкоголь — продукт питания. Продукт питания не может быть ядом. Это первая цепочка умозаключений, легко проводимая детским мозгом.
Во-вторых, кругом пьют все, и ничего страшного не происходит. Значит, если выпью и я — тоже ничего страшного не произойдёт.
Самое интересное в том, что никто, делающий первый глоток из любопытства, не планирует быть алкоголиком. Не планировал и я. Я просто, совершенно осознанно, будучи уже где-то в средних классах школы, упился домашним квасом, услышав от матери, что квас «получился хмельной». Вот так, с домашнего натурпродукта началась моя алкогольная история.
Сегодня я глубоко убеждён в том, что мы не в состоянии удержать своих детей от этого первого глотка. Как бы не старались. Это можно сравнить с ОРЗ или гриппом: переболеть придётся каждому. Наша задача заключается в том, чтобы помочь своим детям сформировать устойчивый иммунитет перед заразой.
От любопытства к рабству
Когда я вижу пьяных людей на улице, я поступаю так же, как поступали древние спартанцы. Я показываю на них своим детям и говорю:
— Взгляните. Это — рабы.
Я знаю, что только отвращение и презрение могут уберечь их от опасного безрассудства, которое едва не сгубило мою жизнь.
Я начал употреблять крепкий алкоголь на регулярной основе уже будучи студентом. Но зависимым от алкоголя меня сделала не водка, а пиво. В пиве содержится морфин, который и вызывает пристрастие.
До сих пор помню, как мы с одногруппником выпили пивка перед лекцией и передумали на лекцию идти. В тот момент я вдруг остро осознал, что внезапно сам для себя стал зависимым от бутылки в восемнадцать лет. Я не говорил об этом никому, мне было страшно признаться, но сделать я уже ничего не мог. Рядом не было никого, кто мог бы помочь мне избавиться от этого дерьма: все друзья и знакомые прочно сидели в алкогольном болоте. А затем началась борьба за свободу, затянувшаяся на несколько лет.
Чем опасен алкоголь?
Говорить о том, что алкоголь создаёт алкоголиков, порождает кучу болезней и приближает смерть, я не буду. Всё равно в это никто не верит. Все об этом знают, но никто в это не верит, потому что считает, что это может случиться с любым, «но только не со мной». Я расскажу о том, как изменилась моя жизнь после того, как я завязал.
Завязал я через полгода после армии. Завязал после того, как отравился палёной водярой. Едва не выблевав из себя всю желчь, я сформулировал мысль, которая почему-то прежде не посещала мою голову: «Зачем я это делаю?«
Употреблять алкоголь можно только с одной целью — получить дозу этилового спирта и почувствовать опьянение. Это и есть зависимость. А дальше — либо ты её, либо она тебя. Все разговоры о «вкусе», «качестве», «пользе», «культуре», «отдыхе» — всё это выкрутасы интеллекта, всегда прогибавшегося под импульсы рептильного мозга. Нравится вкус? Пей сок. Алкоголь пьют ради опьянения. Всё остальное — просто отмазки.
Когда я перестал бухать, куда-то подевались шумные компании. Меня никто не понял. Один из моих друзей, которого я считал самым настоящим, заявил о том, что я «корчу из себя святого». Но мне было плевать. Алкоголь раз и навсегда теперь в моём раскрывшемся сознании был связан со слабостью. А слабость достойна презрения.
Когда я отказался от этой отравы, у меня высвободилась куча свободного времени. И я начал создавать Дело. Я реанимировал бойцовский клуб «Стрелы Перуна», собрал старый состав, набрал новый, начал готовить ребят к соревнованиям. И так уж сложилось, что среди нас не было ни одного пьющего. Пьющие уходили или освобождались. И это было здорово. Потому что для любого Дела нужны деятельные люди, а пьющие — это люди с крайне низким уровнем надёжности, способные болтать и хвастать друг перед другом. Но алкоголь забирает у них всякую способность к инициативе.
Алкоголь страшен не тем, что он приводит к циррозу печени, а тем, что он забирает время. А время — это энергия. Я часто думаю о том, чего бы я мог добиться к тридцати годам, если бы не бухал в девятнадцать. Уверен, кто-то заработал на моей глупости неплохие деньги. Но, к сожалению, все мы предпочитаем учиться на собственных ошибках, чем на опыте других людей.
Нужно ли искать меру?
Среди моих знакомых есть сторонники культурного распития спиртных напитков. Совсем недавно дискутировал на тему «алкоголь, как часть досуговых мероприятий, лежащих в рамках приличия». Прикол в том, что даже «в меру пьющие» люди под «умеренными дозами» алкоголя совершают поступки, за которые им потом самим становится неловко.
Но беда не в этом. Беда в том, что сами того не сознавая, именно этот пласт «умеренно пьющих» является главным проводником политики спаивания всех остальных. Потому что молодёжь прикладывается к бутылке, ориентируясь именно на них и на их «культуру пития». А потом мы имеем статистику на уровне «более половины всех преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения».
Если бы употребление алкоголя было личным делом каждого, то это вообще можно было бы не обсуждать. Но это — социально значимая тема, в том плане, что пьяный сосед — это уже моя проблема, а в ряде случаев проблема всей улицы. Важно понимать, что «культуру пития» легко примут все, а удержатся после первой рюмки — только единицы. Так стоит ли апеллировать к этой самой «культуре», и что она может нам дать в плане это самой культуры?
Люди, употребляющие «в меру», в защиту своей позиции приводят следующие аргументы:
- Это — вкусно.
- Это — полезно.
- Моя выпивка не составляет ни для кого проблему.
- Чужие косяки — не моя ответственность.
В ответ на это я могу привести следующие аргументы:
- Героин — это тоже «вкусно». Но не всё то золото, что блестит.
- Сторонники марихуаны тоже утверждают, что и она весьма полезна. Хотя, неужели мы настолько нуждаемся в «пользе» алкоголя, что именно ради этой «пользы» его и употребляем? И неужели эта «польза» с успехом не может быть заменена действительно конструктивной альтернативой? Нет, разговор о «пользе» — лишь способ объяснить желание выпить. Вот если бы врач вам прописал каждодневное употребление вина как обязательную меру в борьбе с болезнью, то разговор о пользе был бы уместен.
- Ваша выпивка составляет проблему для общества, ибо каждый взрослый пьющий — это пример для десятков молодых и глупых. И ваши заблуждения о «пользе и вкусе» для кого-то обернутся личной трагедией. А ваша бескомпромиссная позиция в этом вопросе, возможно, спасёт чью-то жизнь.
- Чужие косяки по пьяни — не ваша ответственность. Но своим употреблением вы поощряете продажу алкоголя и распространение опасных мемов относительно употребления. Ибо никто и никогда не сможет сказать, где для конкретного человека заканчивается грань допустимого. Порой, и рюмки бывает достаточно, чтобы дрогнула рука или запоздала реакция. Поэтому, если вы употребляете, то чужие пьяные косяки — это косяки ваших товарищей по партии «культурного распития». И, наверное, с этим надо что-то делать. Дураков мы вывести не сможем никогда. А вот запретить им бухать — это вполне возможно. И уверен, жить от этого НАМ станет проще.
Рудияр
Статьи по теме:
Нужен ли нам закон, чтобы оставаться людьми?
Домашние животные: опасная блажь
Проблема зависимости: всё о самостоятельном освобождении