Найти тему
Вечером у Натали

Суровый суд инквизиции - мифы и реальность.

При слове «ИНКВИЗИЦИЯ» возникают образы страшных подвалов, мучений, пыток и монахов с непроницаемыми лицами. Такой образ сформировала художественная литература и кинематограф, но если взглянуть на историческую действительность без преувеличений, то мы увидим чёткую связь средневекового суда, инквизиции и нашей современной судебной системы.

Как выглядел суд в Европе до появления инквизиции.

До 13 века общественное сознание не допускало мысли о том, что осуждать и наказывать преступников может простой смертный человек. Судить, кого бы то ни было мог только Господь Бог. Поэтому предполагалось, что судит не судья-человек, а Сам Господь выносит приговор преступнику. Во всех сомнительных случаях применялась особая практика установления вины подсудимого – ОРДАЛИЯ или Божий суд.

Выглядела эта процедура для ныне живущих людей, шокирующе, но для обывателя 11 – 12 века это было совершенно понятно и нормально. Обвиняемому в преступлении предлагалось пройти испытание огнём, водой или хлебом.

· При испытании огнём подсудимому предлагали пройти через большой горящий костёр или держать в руках раскалённое железо. Считалось, что у невиновных ожогов не будет.

· Испытание водой применялось чаще. Предлагали достать со дна сосуда, наполненного кипятком кольцо. Связанного по рукам и ногам человека бросали в воду. При чём считалось, что, если утонул, значит – не виновен, и Господь забрал его в лучший мир. А вот того, кто из воды выплывал, даже и со связанными руками, ожидала смертная казнь. Так чаще всего обнаруживались ведьмы. Разве нормальный человек спасётся из воды при таких обстоятельствах? Нет. Только ведьма или колдун.

· Испытание хлебом или сыром предполагало поедание за небольшой промежуток времени огромного куска хлеба или сыра.

· Ордалия могла проходить и в форме поединка. Этим преимущественно пользовались знатные мужчины. Господь даровал победу в бою невиновному.

Такова была общепринятая судебная практика до появления инквизиции. Как видите, всё было вовсе не безобидно. Однако, это не говорит о сверх жестокости тогдашних людей, просто понятия о справедливости и морали были тогда другими.

Суд инквизиции.

Суд инквизиции представлял собой серьёзную судебную реформу, которую жители Европы 13 – 14 века осмыслили не сразу. Вместо Божьего суда вводится суд человеческий. Судья - простой смертный человек берёт на себя невероятные для того времени полномочия – выносить приговор. Правда выносит приговор не один судья, а несколько судей – то есть появляется коллегиальность.

Именно с появлением инквизиции возникает суд, как юридический поединок прокурора и адвоката. Парадоксальным кажется, что именно Святая Инквизиция – инициатива Католической церкви, по сути упраздняет Божий суд и вводит совершенно формальный чёткий судебный процесс.

Тепрь суд допрашивает свидетелей, ведётся следствие, материалы дела записываются, вводится возможность апелляции. Фактически современная судебная практика формально очень похожа на суд инквизиции. Только сегодня у нас запрещены пытки обвиняемых. Справедливости ради, нужно уточнить, что всё новое – это хорошо забытое старое, и теорию новой судебной практики суд Инквизиции позаимствовал у Древнего Рима.

Как применялись пытки.

-2

Пытки в средневековом суде - лакомый эпизод для художественных фильмов и романов. Но, как обстояло дело в реальности? По этой теме у историков недостатка в материалах нет. Неплохо сохранились архивы с материалами дел, именно с описанием судебной практики. Сохранены и указы, приговоры – совершенно официальные документы. Например, хорошо сохранились материалы по делу Жанны ДʼАрк.

Пытки применялись официально. Имелись и чёткие правила применения судебных пыток с целью дознания.

Пытка проводилась в том случае, если подозреваемый не признавал за собой вины, но были улики и свидетельские показания, доказывающие его вину.
Признание виновности считалось действительным только в том случае, если обвиняемый повторял своё признание и после пытки.
Перед тем, как пытать, обвиняемому сначала показывали страшные инструменты пыток и палача. Объясняли, что его ждёт, и в некоторых случаях этого было достаточно, чтобы человек сознался.
Во время пытки, обвиняемый не должен был умереть. Если же это происходило, родственники имели право подать жалобу на судей.
Во время пыток, обвиняемому давали «отдохнуть» у очага на тюремной кухне.
Не было оговорено сколько «сеансов пытки» можно было осуществить. Попадались такие «крепкие орешки», что не признавали себя виновными и после десятка пыточных сеансов. Таких упорных обвиняемых, именовали «злонравными» в судебных документах.
Не подвергались пыткам беременные женщины, калеки, старики, дети до 12 лет и клирики.

Стоит добавить, что правила могли и нарушаться, но всё же это были официальные правила.

Кого судила Инквизиция и средневековый суд.

Официально особый церковный суд Католической церкви был создан в 1215 году по указу папы Иннокентия III. Цель – искоренение ересей в духовных вопросах. Для 13 века этот вопрос стоял для Католической церкви очень остро. Различных толкований веры среди христиан было так много, что это угрожало целостности церкви, как института. Недаром исповедь являлась для католика 13 века не добровольным актом, а обязанностью. Каждый человек не менее, чем 1 раз в год должен был пройти исповедь у местного священника.

Суду Святой Инквизиции вменялось в обязанность отслеживание и пресечение ересей, языческих убеждений и колдовства. Светский суд занимался уголовными преступлениями – убийствами, кражами, разбоем. По мнению историков, не редко обвиняемые светским судом предпринимали усилия для того, чтобы их дело рассматривал суд Инквизиции. Значит не так уж страшна была Инквизиция.

Судили в средние века не только людей. В качестве подсудимых могли выступать:

· Животные,

· Книги,

· Дома, в которых родились особо злостные преступники,

· И даже …трупы

Если вина была доказана и, что важно, признана обвиняемым, ему часто грозила смертная казнь, в лучшем случае высылка за пределы страны. Животных судили в том случае, если подозревали у них одержимость бесом. Неугодные книги запрещали. Осуждённые дома - разрушали. Трупы выкапывали из могил и публично сжигали.

Интересно, что горожане того времени охотно посещали судебные процессы. Видимо, за неимением СМИ и потребности в острых впечатлениях, они ценили такую возможность. Народ средневековья вовсе не был так уж жесток. Были свои представления о справедливости и милосердии. Да и жизнь в целом предъявляла тогда к человеку совершенно иные требования, чем теперь.

По средневековому суду и Инквизиции отличные лекции читает кандидат исторических наук – Ольга Игоревна Тогоева.

Благодарю за внимание, уважаемый читатель!

Возможно Вам будет интересно:

Статья. Как смотрел на мир язычник.

Статья Страшные книги, которые стоит прочитать.