Как все просто в киноверсии «Морозко». Мораль легко можно уложить в одну строчку: трудолюбивая девушка получает награду в виде жениха и ларца с яхонтами, а ленивая – упряжку из свиней.
Думается, «Морозко» совсем не о том. Как-то мало логики в этой версии. С чего бы мачехе захотелось избавиться от бесплатной домработницы? Она ведь с дочкой уже отвыкла от работы по дому. И что это за безвольный отец, отдавший дочь на растерзание лесному морозу?
У нас ведь нынче столько дискуссии о патриархате, некогда царившем на Руси, так где ж этот вызывающий ностальгию у некоторых мужчин период в «Морозко»? Что это за подкаблучник, дитя свое родное в сугроб усадивший?
Прочтем «Морозко» заново, опираясь на классический труд Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки».
В «Морозко» зашифрован древний обряд посвящения во взрослую жизнь.
Обряд инициаций а) проводился в лесу б) воспринимался как временная смерть, после которого ребенок (или подросток) «оживал».
Внимание! В сказке, записанной Афанасьевым, девушку со знаком «плюс» зовут Марфушенька, а не Настенька.
Вот ответы на некоторые вопросы:
1)Почему Марфушеньку решают умертвить именно в лесу (простите, но раз уж мачеха решилась на преступление, она могла сделать это и дома, или на реке, или где-то еще ).
"... сказочный лес, с одной стороны, отражает воспоминание о лесе как о месте, где производился обряд, с другой стороны – как о входе в царство мертвых".
2) Почему Марфушеньку увозит отец (а не мачеха).
«Если детей уводили, то это всегда делал отец или брат. Мать этого делать не могла, так как самое место, где производился обряд, было запрещено женщинам. Несоблюдение запрета могло привести к немедленному убийству женщины».
3) Почему обе девушки вступают в диалог с Морозко и почему так важно отвечать вежливо.
При инициациях посвящаемый должен владеть какими-то магическими формулами, знать «кодовое слово».
«… герой или произносит магическое слово, открывающее ему вход в иное царство, или приносит жертвоприношения».
4 )Почему Марфушенька возвращается наряженная и с дарами:
«Проводы посвящаемого были проводами на смерть. Посвящаемого особым образом украшали, красили и одевали».
5)Почему в подобных сказках часто присутствует мотив «злой мачехи»:
Со временем смысл обряда стал забываться. Потребовалось как-то объяснить изгнание беззащитного ребятенка в лес, и вот тут-то и
« … в сказке появляется мачеха и ее историческая роль - взять на себя эту «вражду», которая некогда принадлежала отцу. <…> Родители, таким образом, изводят детей не сами».
Остается неясным лишь один момент: «лесные инициации» проходили мальчики, но сказка-то про девочек.
Возможно, со временем девочки заменили мальчиков как существа более слабые, которых легче кинуть в сугроб морозу на съедение.
Подведем итоги. Изначально сказка, скорее всего, выглядела так:
Жили два мальчика, «Марфушок» и его сводный брат, их отправили в лес проходить обряд, и вовсе не потому, что кто-то старательнее охотился на мамонтов и чаще делал генеральную уборку в пещере, нет. Просто возраст пришел, когда всех отправляли в лес. (Кстати, это ответ еще на один вопрос: почему мачеха не расправилась с Марфушей в детстве, коль уж так ненавидела.)
Один из мальчишек испытания прошел успешно и получил подарки (в том числе право жениться), другой ЕГЭ эпохи палеолита благополучно провалил.
Что с ним стало, судить не берусь…