Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Фотоальбом очень невнятного человека

Михаил Борисов посвятил новый текст, возможно, одному из самых заметных художников рубежа XX-XXI вв. — Джиллиан Уэринг.

Английская художница и фотограф Джиллиан Уэринг (Gillian Wearing) участница группы YBA( Молодые Британские Художники), обладатель премии Тернера за 1997 год, в 2003 году сделала серию фотографий Album («Альбом») по мотивам семейного альбома. Она сканировала снимки, изготовила силиконовые маски и примеряла на себя. Родство выявляет только взгляд, и он принадлежит самой Джиллиан.

В чрезвычайно достоверных масках были оставлены отверстия для глаз. В результате сквозь маски семьи на зрителя глядят глаза самой Джиллиан. Прямо и открыто.

Автопортрет себя в 17 лет. © Gillian Wearing
Автопортрет себя в 17 лет. © Gillian Wearing

Брат, сестра, отец смотрят смотрят на зрителя глазами художницы. Прием, простой и прямолинейный вскрывает драму — невозможность быть другим, обрести общее тело, подвергает сомнению генетическое родство, одна из самых интимных семейных реликвий, семейный альбом, оказывается набором масок.

Автопортрет себя в 3 года. © Gillian Wearing
Автопортрет себя в 3 года. © Gillian Wearing

Джиллиан, исследуя семейные связи, обнаруживает радикальное экзистенциальное одиночество, и не только невозможность слиться, но и вернуться в себя: она примеряет в числе других и маску, сделанную с собственной детской фотографии. Невозможно реконструировать прошлое.

Автопортрет в роли моего отца Брайана Уэринга. © Gillian Wearing
Автопортрет в роли моего отца Брайана Уэринга. © Gillian Wearing

Джиллиан говорит, что ее всегда поражало, насколько разными могут быть люди, несмотря на генетическую связь. У нее есть серия автопортретов, в которой она примеряет на себя маски Арбус, Уорхола и Мэпплторпа, - тех, кого она называет «духовной семьей». Автопортрет в маске Клод Каон, французского фотографа и художницы, чье творчество было связано со сменой масок и ролей, положил начало выставку в Национальной галерее «За одной маской - другая маска», где работы Джиллиан были дополнены фотографиями легендарной французской сюрреалистки.

Другая ее знаменитая работа - видео «60 минут тишины». На групповом статичном кадре - официальная фотография полицейских. Постепенно, из статики и общности, возникают различия, каждый полицейский, стараясь быть неподвижным, вдруг обнаруживает индивидуальное и человеческое. Из массы выделяются личности.

Автопортрет в роли Энди Уорхола. © Gillian Wearing
Автопортрет в роли Энди Уорхола. © Gillian Wearing

На церемонии вручении премии Тернера Джиллиан поблагодарила жюри, семью и рассказала, что в тот день, когда объявляли победителя, ее друг из Амстердама прислал газету, в которой было написано: «очень невнятный человек выиграл премию». Кажется, для Джиллиан «невнятность» звучит как комплимент, ее интересуют люди вокруг, их ощущение себя, и в этом - она очень социальный художник.

Из серии Signs that Say What You Want Them To Say and Not Signs that Say What Someone Else Wants You To Say. © Gillian Wearing
Из серии Signs that Say What You Want Them To Say and Not Signs that Say What Someone Else Wants You To Say. © Gillian Wearing

Еще в 1990 году она начала продолжительный проект «знаки, которые говорят то, что вы хотите, чтобы они сказали, а не те, которые говорят то, что кто-то хочет, чтобы вы сказали». Джиллиан подходила на улице к незнакомцам с чистым листом бумаги и просьбой написать на листе, то, о чем они думают, а затем сфотографироваться. На снимках, например, по виду менеджер, со словами «Я в отчаянии» или полицейский со словами «Помогите». Джиллиан помогает людям быть самими собой, дает им шанс расслабиться и быть самими собой - не важно - грустным или веселым, но собой. Снять маску.

Фотография скульптуры "Типичная бирмингемская семья". Фото: theguardian.com
Фотография скульптуры "Типичная бирмингемская семья". Фото: theguardian.com

Фотография, видео, следующий шаг - в скульптуру. Документальная скульптура как результат социального исследования. На право называться типичной бирмингемской претендовало 350 семей и в конце концов выбор пал на семью с фамилией Джонс. Семья Джонс в бронзе выглядит так: две сестры среднего возраста, одна из них беременная, дети школьного возраста.

На счету Джиллиан кроме бирмингемской - типичная семья в Трентино и в Копенгагене. Типичное оказывается глубоко индивидуальным. Статистика обманывает, в любой безликости обнаруживается индивидуальное.

Текст: Михаил Борисов

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.