или Мой первый Ближний Восток: день 7 Иерусалим.
в топ впечатлений: самые святые святыни планеты
Я просыпаюсь в 7 утра, опять хочу много успеть. В сегодняшней программе - главные святыни трех мировых религий: самое святое место иудаизма, самое святое место христианства и третье самое святое место ислама. Подумать только, и всё это в одном городе.
На балконе меня ждет завтрак в виде остатков ужина: сок, виноград и печенье. Только йогурта не осталось.
Пока жую, осматриваюсь по сторонам. Наслаждаюсь, так сказать, видами. Справа - улица по которой я хожу в центр.
Слева - вид на соседнюю крышу и какие-то совсем уже дальние дали.
Собираюсь и выхожу, мне полчаса идти до Старого города. По пути захожу в супермаркет купить воды. Хотя в Израиле все дорого, вода дешевая - наверное потому что нужная.
Кассир что-то спрашивает, а я не очень понимаю на иврите. Что-что-каю, и кассир облегченно вздыхает: "А, вы русский )". Похоже, не все советские эмигранты адаптируются легко, и русская речь согрела ей душу.
Старый Иерусалим устроен очень сложно: зайти через Яффские ворота и пройти улицу Давида легко, а дальше сложно. От улицы Давида к Храмовой горе ведет прямая Цепная улица - но пойди найди ее.
Неожиданно подбегает местный - традиционно одетый араб (многие арабы тут завернуты в традиционное белое) с прозрачно-голубыми глазами и предлагает помочь. Я объясняю, что мне нужно к Храмовой горе, араб с прозрачно-голубыми глазами проводит меня за угол - и вот он указатель, дальше только прямо. Я говорю спасибо, но араб с прозрачно-голубыми глазами дает понять, что спасибо на хлеб не намажешь. Ссыпаю ему пару монет. Это я потом уже понял, что пара монет - это в других странах мелочь, а в Израиле пара монет по 10 шекелей - это 500 рублей.
Вход на Храмовую гору - по специальному мосту поверх Стены плача.
Иудеи. Стена плача
Храмовая гора называется так потому, что на ней стоял Иерусалимский храм. Сначала был Первый храм, его построил Соломон - но разрушили месопотамские завоеватели, потом был Второй храм - его построили евреи, вернувшиеся после сотен лет месопотамского плена. Царь Ирод реконструировал это место, в частности построил поверх Храмовой горы мощную каменную платформу, на которой стал стоять Второй храм.
Когда римляне сокрушили иудейские восстания, они снесли храм - и оставили только часть западной стороны платформы Ирода. Теперь это место называется Западной стеной, или Стеной плача.
Вот она подсвечена. А справа - коридор на Храмовую гору.
А вот макет Второго храма из Израильского музея. Это вид с востока, так что западная стена - с противоположной стороны, со стороны города.
Многие задаются вопросом: что такого особенного в стене храма? вон по России в каждом втором селе есть развалины храма со стенами.
Особенность Иерусалимского храма в том, что у евреев был только один храм. Вообще. Больше никаких не было. Поскольку храм был единственным, он почитался до крайней степени.
Например, в алтарь мог войти только один человек - первосвященник, и только один раз в год - в праздник Судного дня. В этот день единственный человек единственный раз произносил вслух истинное имя еврейского бога, и еврейский бог, как считается, лично являлся первосвященнику.
Так что когда римляне снесли иерусалимский храм - храмов у евреев не стало. Стена плача - все что осталось от единственного дома еврейского бога, и для иудеев это самое святое место.
Вообще к Стене плача я пойду потом, но раз уже тут начал - расскажу всё сразу. К стене принято прикладываться лбом и страстно читать молитвы.
Женщины молятся отдельно от мужчин: для этого есть забор.
Для моления тут продуманная инфраструктура: стулья если устал, пульты чтобы класть Тору, шкафы с молитвенными книгами. Чтобы подойти к стене, обязательно нужно надеть кипу. Если нет своей - можно взять напрокат в специальном ящике. Как в православных храмах платок.
Еще можно класть записочки с желаниями в щели между камнями, их не выбрасывают - а собирают потом в специальные корзины. В щелях повыше растут сорняки и понастроили гнезд какие-то стрижи.
Но вернусь туда, откуда начал. Я подхожу к посту на Храмовую гору.
Мусульмане. Харам аш-Шариф
В начале моста на гору - КПП, кроме обычной проверки смотрят чтобы не было религиозных атрибутов, крестиков например. И как обычно в таких случаях - должна быть скромная одежда, а я как раз надел шорты...
Но оказалось, что проблема легко решается: можно получить специальный мешок и надеть его поверх шорт. Только в отличие от православных храмов, где платки дают просто так, тут предприимчивые палестинцы продают мешки за деньги. Стоит под 30 шекелей (около 500 рублей), зато можно оставить потом себе. Выглядит как длинная юбка.
Мешкоюбки продают палестинцы, потому что палестинским организациям передано управление Храмовой горой. Мусульмане называют ее Харам аш-Шариф ("благородное святилище") и почитают как третье самое святое место в исламе - после мечетей в Мекке и Медине.
Все началось с того, что, согласно преданию, как-то ночью - во время византийского господства над Ближним Востоком - исламский пророк Мухаммад перенесся из Мекки "в дальнюю мечеть" - на Храмовую гору в Иерусалим, которая тогда пустовала. Он молился здесь, а потом архангел Гавриил поднял его на небо, где Мухаммад молился с другими пророками.
Когда через пару десятилетий арабский халиф Омар захватил Палестину, он приказал рассчистить платформу и построить мечеть на месте, где молился Мухаммад. Ее и назвали "Дальней мечетью" (Аль-Акса). Вот она:
Войти в Аль-Акса мне не разрешили. Хотя, говорят, не так давно были времена, когда можно было зайти внутрь, получив специальный талон.
Еще через пару десятилетий новый халиф построил на Храмовой горе еще одну мечеть - над скальным выступом, с которого Мухаммад вознесся на небо. Считается, что этот выступ - тот самый Камень основания, с которого бог, по еврейским преданиям, начал создавать Землю и который долгое время лежал в основании алтаря Иерусалимского храма.
Новую мечеть с огромным золотым куполом назвали Куполом скалы.
Мечеть окружена остатками римско-византийских построек.
Когда крестоносцы захватили город и сделали его столицей, в Аль-Акса они разместили дворец иерусалимского короля, а Купол скалы превратили в христианский храм. Но уже через сто лет египетский султан Саладин восстановил мусульманский контроль над Палестиной, крестоносцы ушли в Акру, а Аль-Акса и Купол снова стали мечетями.
Как и повсюду в Израиле, по Храмовой горе гуляют кошки.
Котопауза закончилась, возвращаемся к Куполу скалы. Интересно, что хотя яркий восьмиугольный Купол скалы - архитектурная доминанта ансамбля, религиозным центром Харам аш-Шариф остается Аль-Акса. Настолько важным, что некоторое время мусульмане молились, обратившись лицом не к Мекке, а к Храмовой горе Иерусалима.
Последняя котопауза, и пора уходить.
Иду обратно по Цепной до пересечения с Хабад (Кардо) - и поворачиваю направо. Пара десятков метро - и я у главной христианской святыни.
Христиане. Крестный ход и Гроб Господень
Христианское освоение Иерусалима началось, когда мать римского императора Константина нашла здесь крест, на котором был распят Христос. Потом нашли еще много чего другого, например холм Голгофы и в паре метров от нее - пещеру, где Иисус был погребен и воскрес.
На этом месте построили большой храм, который назвал храмом Гроба Господня. По сути это два отдельных храма, соединенных вместе: под одним куполом Голгофа, под другим - остатки погребальной пещеры.
Остатки, потому что для строительства храма верхнюю часть пещеры снесли, оставили только основание. Место, где Христос был погребен, сейчас закрыто отдельной постройкой, храмом внутри храма - кувуклией.
Кувуклия - то самое место, где каждый год на Пасху таинственно сходит благодатный огонь. Потом от этого огня зажигают свечи и лампадки вокруг, так что считается, что все они горят благодатным огнем. Можно покупать пуки свечей, опалять в этих лампадках и вести домой.
То что на фото - еще не Гроб Господень, он позади, за стенкой. А это Придел ангела. Считается, что это то место, где сидел перед могилой ангел, который сказал Марии и Марии Магдалине, что Иисус воскрес.
Кувуклию освещает яркий фонарь в куполе.
Насчет того, в правильном ли месте вообще построили храм, не утихают споры. Например, многие обращают внимание, что Голгофа находилась за пределами городских стен, а храм Гроба Господня стоит почти в самом центре старого Иерусалима. Сторонники основной версии отвечают, что это сейчас в центре - а на заре нашей эры было на окраине.
Пытливые христиане нашли не только места распятия и воскресения, но и реконструировали весь Крестный путь, начиная с суда Пилата. Они определили 14 событий на этом пути и нашли для них 14 мест, из которых кстати 5 последних находятся как раз в храме Гроба Господня. Маршрут тянется почти от самых Львиных ворот и так и называется: Via Dolorosa (Скорбный путь), все 14 мест ("стоянок") отмечены табличками.
Некоторые из этих мест даже не упомянуты в Библии, так что Ватикан недавно составил новый список из 14 мест, там все библейские.
Еще одна занимательная вещь - что храм Гроба Господня принадлежит сразу шести христианским церквям, и они договариваются между собой, где и когда проводить службы, чтобы друг другу не мешать.
Кувуклию контролируют три иерусалимских патриарха: православный, католический и армянский апостольский.
Поскольку тема распятия и особенно воскресения - центральная в христианстве, храм Гроба Господня считается главной христианской святыней. Днем здесь большой ажиотаж.
За полный святынь день я порядочно устал, пора домой. Когда я выхожу из стен Старого города, уже темно.
Думаю, с библейскими местами я закончил. По пути домой - шаурма из ларька на перекрестке, и не просто шаурма - а кошерная.
Завтра посмотрим, что в городе еще интересного.