Сегодня в соответствии с ФГОС детей следует "учить учиться" . Учителям больше не нужно как раньше передавать детям накопленные знания, дети сами их прекрасно найдут в интернете с помощью смартфона. Детей учат добывать эти знания. Это по идее. Неизвестно, кто это придумал. Ясно мне сегодня только одно - это какой-то обман.
Давайте рассуждать логически.
Во-первых, чтобы что-то найти, надо захотеть что-то узнать. Ну допустим, кто автор песни I kissed a girl дети найдут, даже если с ошибками напишут, но мы же об обучении речь ведём, не так ли? Так какова вероятность, что ребёнок захочет САМ узнать что-нибудь о размножении плоских червей или попытках разных учёных доказать теорему Ферма. Вероятность стремится к нулю. Это показывает эксперимент "каждому ребёнку по лэптопу", проводимому в странах Азии, Латинской Америки и Африки. Дети, получившие устройства с интернетом, стали играть в игры, казино и искать запрещённый контент. Увы, для обучения интернет никто использовать не стал. Данные можно проверить на сайте ЮНЕСКО
Теперь, во-вторых. Если ребенок ничего не станет запоминать на уроках, надеясь на мобильный интернет в своём кармане, то возможно он и освободит свою оперативную память для решения проблем насущных, но что он будет делать, когда этого интернета не окажется рядом. Мы все очень умные, когда есть возможность погуглить. Когда такой возможности нет, мы, взрослые, уже теряемся, а дети и вовсе как слепые котята становятся. Если нет в голове знаний, то без интернета человек становится беспомощный. Он не знает, как приготовить правильно яйцо всмятку на завтрак, не знает, чем кормить кота, если нет специального корма, не понимает, как одеваться в лес, как искать грибы и как очистить чайник от накипи. Зато все это он может купить. Вот в этом отгадка номер 1: идеальный гражданин для нынешней экономики это туповатый доброжелательный с активной гражданской позицией потребитель.
А теперь вопрос на миллион, кому это надо? Кому надо, чтобы дети, через 10 лет уже взрослые, граждане страны настолько зависли от интернетного гаджета? Тем, кто хочет управлять ими. Сегодня вы читаете Википедию, где каждый может написать любую чушь, которая взбрела ему в голову, и этому источнику вы всецело доверяете, а завтра вы поверите любой информации, размещённой на вашем любимом портале.
Что же должна делать школа?
Школа не должна учить учиться. Учить учиться дети тоже могут научиться сами, если освоят простую цепочку любопытство-любознательность-интерес-познвательный интерес-мотивация-действие. Если человек хочет, он горы свернёт. Он будет искать, задавать вопросы и найдёт все, что ему надо.
Школа на начальном этапе должна способствовать созданию фундамента, на котором будет строиться крепкое здание Знания. В голове школьника должна быть система. Раньше все учебники писались по строгой логической структуре. Этим занимались учёные. Сегодня учебники и программы пишут психологи. Учебники стали похожи на сборник удивительных разрозненных фактов.
Школа должна развивать коммуникативным навыки, так как дети уже разучились разговаривать друг с другом, я про эмпатию вообще молчу, поэтому необходимо, чтобы дети чаще работали в группах и микрогруппах. А сегодня курс взят на индивидуализацию обучения и самостоятельное выполнение учебных задач.
Школа обязательно должна развивать критическое мышление. Особенно это касается источников информации. Можно ли им доверять? Про Википедию уже писала, но помимо неё существуют сотни тысяч сайтов с сомнительным контентом.
А сегодня школа лукавит и малодушничает, пряча за красивыми фразами ФГОСов истинную причину реформ образования. Однако если родители поймут истинную цель школьного обучения и воспитания, то превращения ребёнка в потребителя не получится. И, к счастью, сегодня достаточное количество учителей, чудным образом ухитряющихся преподавать действительно хорошо, несмотря на все горе учебники, как минимум странные рекомендации и строгие директивы в рамках новых образовательных реформ.
Мнение высказываю, но не навязываю.