Найти в Дзене
Умному недостаточно

Киношедевр 1998 года

Сегодня немного фраз об "Окраине", гениальном, я думаю, фильме Петра Луцика, сценарий к которому он написал вместе со своим другом и соавтором Алексеем Саморядовым.

Луцик и Саморядов - эти две фамилии спаяны и являются кодом к значительному российскому кино 90-х годов прошлого века.

Они написали сценарии к фильмам, которые в то время становились вызовов (среди колоссального количества шлака) и вызывали нешуточные споры, а теперь забыты, оставлены, потеряны в том времени.

В 1992 году вышли "Гонгофер" (режиссёр Бахыт Килибаев) и "Дюба-дюба" (реж. Александр Хван).

В 1993 - "Дети чугунных богов" (венгерский режиссёр Тамаш Тоти").

В 1994 - "Лимита" (реж. Денис Евстигнеев).

Сценарии ко всем фильмам писали Луцик и Саморядов.

"Окраину" Луцик снимал один. Алексей Саморядов погиб в 1994-м.

Это один из лучших российских фильмов. Он абсолютно самобытен, несмотря на то, что стилизован под героические советские фильмы 20-х годов. Даже саундтрек из "Чапаева" братьев Васильевых. Этот фильм обманчиво реалистичен, сюжетные коллизии и диалоги придуманы как искушение для здравого смысла, а сняты с тщательной обстоятельностью и вызовов какой бы то ни было формальной суете.

-2

Сюжет фильма таков. Несколько мужиков из уральской деревни пытаются вернуть свою землю, которую кто-то кому-то продал. Найти ни документов, ни виновных в этой сделке теперь как будто невозможно. Однако доведённые до правдивого и лихого поступка мужики вооружаются и методично идут по следу: от председателя колхоза - к кооператору, от того - к партийному деятелю, от деятеля - к олигарху. Преодолевают огромные расстояния, добираются до Москвы и устраивают на своём пути то, отчего так страшны русские революции. Устраивают сосредоточенно, но абсолютно неотвратимо и жестоко.

Я уверен, что если вы этот фильм не видели, то будете в некотором замешательстве, пытаясь его однозначно интерпретировать.

-3

Вот и некоторые либералы конца 90-х годов были настолько потрясены "Окраиной", что посчитали это кино личным выпадом. А замечательный литературовед Лев Аннинский назвал презрительно героев фильма "искателями мужичьей правды" и обвинил их в непоследовательности: что это они пашут на тракторах, если протестуют против добычи нефти на проданной земле? Вообще это удивительно, как произведение искусства лишает даже умных людей, несогласных с его идеологией, способности рассуждать объёмно и видеть подтексты.

-4

Ну да ладно. Я и сам бывал в такой ситуации и понимаю, что некоторые книги, фильмы настолько тебе не по душе, что ты ополчаешься на них с бессмысленным остервенением и винишь создателей в чём-то очень личном.

Но вернёмся к "Окраине". Это шикарное кино. Именно этот фильм выразил девяностые с редкой силой и прямотой. Поэтому очень советую смотреть.

-5