Найти тему
Иди и рули!

От куда берутся "стрелочники"?

Неоднократно участвуя в служебных проверках по фактам ущербов или провалов в предприятии, особенно - в принятии решений по итогам таких проверок, наблюдал известную на Руси картину "назначения стрелочников" и решил разобраться, почему так происходит?
Неоднократно участвуя в служебных проверках по фактам ущербов или провалов в предприятии, особенно - в принятии решений по итогам таких проверок, наблюдал известную на Руси картину "назначения стрелочников" и решил разобраться, почему так происходит?

Случается ЧП на объектах производства, падает качество услуг/ продукции с последующей утратой части рынка, хищением имущества предприятия, падением производственных показателей и т.п. - начинаем разбираться.

Вскрываются недоработки "смежников" - управленческих и обеспечивающих структур: кадровики не обеспечили качественный персонал, не укомплектовали ключевые вакансии, переусердствовали в оптимизации численности персонала; снабженцы не предоставили во время материал или предоставили не той номенклатуры; бухгалтеры не оплатили вовремя работу подрядчиков и поставщиков ресурсов; экономисты не произвели качественную сверку своевременно; маркетологи или специалисты по развитию не обеспечили создание выгодных имиджевых условий на рынке и лояльность клиентов к предприятию.

Могут быть и иные варианты нарушения производственно-управленческого взаимодействия, но крайним почему-то чаще всего оказывается управляющий объектом - конечным производственным подразделением, где произошло ЧП, либо иные из вышеуказанных неприятностей. Его назначают "стрелочником" и его грустной судьбой скорый на расправу руководитель воспитывает всю производственную цепочку нерадивых смежников.

Думает, что воспитывает! Но на деле при таком несправедливом подходе персонал демотивируется, а риски деградации взаимодействия, повторения ЧП и последствий с ущербами для компании остаются или даже усиливаются. Должность управляющего объектом приобретает ареол "расстрельной", а идущий на нее думает не о трудовых подвигах, а о том, как бы продержаться на ней подольше, "срубить" побольше и уволиться без последствий.

Чтобы избавиться от "стрелочников" в компании закладывайте в систему управления предприятия армейский принцип обеспечения боя: главным в бою является комбат на передовой - тот же ваш начальник объекта, управляющий конечным производственным подразделением, которому для успеха в бою придаются на время боя в усиление саперы, связисты, разведчики, артиллерия и авиация из своих частей, но в бою все подчинены ему и действуют в его интересах.

Не возьмет комбат вражескую высотку, если останется брошенным командованием один на один с врагом - и батальон положит, и сам поляжет. Также и с управляющим объектом: если у него провал в работе - ЧП или утрата рынка, падение показателей, рано его "расстреливать", нужно разобраться, кто из приданных и поддерживающих его подвел: кто вовремя не дал нужного снабжения и кадров, кто не выделил на это соответствующих средств, сведений и т.д., т.е. не выполнил своих обязанностей по обеспечению "боя".

В итоге виновным окажется руководитель предприятия, исполнительный директор или директор-администратор, отвечающий за качество взаимодействия и контроль исполнения поручений. Именно он обязан отслеживать хорошо всем известные точки вероятного разрыва взаимодействия (слабые места производственной цепочки) и заранее предупреждать их созданием в Системе управления соответствующих скреп в виде Золотой папки внутренних регламентов и положений, Программы управления предприятием с автоматизированной Системой контроля исполнения поручений, дисциплинарно-мотивационной системой персонала (читай об этом здесь).

-2

Так я вижу роль руководителя компании в устранении института "стрелочников":

  • определить корпоративным положением о Системе управления и трудовой дисциплине центровое подразделение предприятия - объект, конечный производственный участок, и центровую должность компании - управляющий объектом-участком;
  • обязать все управленческие, финансово-экономические и производственно-технические, кадровые и маркетинговые службы предприятия выстраивать свою работу в интересах объекта и управляющего объектом таким образом, чтобы показатели этих обеспечивающих служб оценивались по показателям работы объекта-участка;
  • служебные проверки по фактам ЧП, провалов и ущербов на объектах-участках проводить максимально беспрестанно по отношению к персоналу объекта, ища виновных прежде всего в слабых точках производственно-управленческого взаимодействия с исследованием причин их недостаточного укрепления.

Отдаю себе отчет в том, что такой путь для руководителя предприятия несколько сложнее и хлопотнее, нежели как принято - назначить стрелочника по принципу "награждения непричастных и наказания невиновных", перешагнуть через проблему и двигаться дальше. Только это будет сродни надвиганию шапку на лоб, продолжая шагать по граблям - проблемы от этого никогда не денутся и авторитет руководства вместе с успехом предприятия вряд ли прирастут!

Для дочитавших этот материал - бонус! Дополнительный установочный материал по созданию эффективной Системы управления без "стрелочников": "Дисциплина и мотивация".

Несколько интересных цитат по теме:

- Когда все виноваты - виноватых не ищут.

- Когда время поджимает, то поисками виноватых заниматься некогда. Тогда виноватых назначают из числа добровольцев. А в добровольцы записывают тех, кто на глаза попадётся.

- Если виноватых нет, значит, они уже у власти.

Прошу ваши комментарии, в какие аспекты этой темы вам интереснее было бы погрузиться? И не забывайте ставить лайки, делиться материалом с коллегами!

Сергей Русанов