или Мой первый Ближний Восток: день 6 Иерусалим.
в топ впечатлений: хаос старого города
Итак, я слез с монастырской горы в Хайфе, добрался до железнодорожной станции и сел на поезд до Тель-Авива. Дальше нужно ехать в Иерусалим. Но в Тель-Авиве оказалось, что на поезде я до Иерусалима в эту ночь не доеду. Приходится добираться до автовокзала и ехать на автобусе. Совсем глубокой ночью я въезжаю в Иерусалим, и еще около часа иду пешком моего жилья, с приветно светящимися окнами на третьем этаже.
Накануне я встал очень рано и весь день ходил по лестницам, садам и крепостным баням, так что сильно устал, наконец-то заползаю в кровать.
Наступает утро.
Наутро я иду туда, куда пошел бы первым делом любой - в средневековый Старый город, сердец Иерусалима. Идти около получаса пешком, на восток.
Когда британские власти делили Палестину и решили создать одно израильское государство и одно арабское, Иерусалим должен был получить статус ничейного города мира. Но потом его тоже разделили пополам: западный Израилю, восточный - арабам. Сейчас израильские власти контролируют весь город, хотя восточная половина - по большому счету по-прежнему в основном арабский город.
Западный Иерусалим - это город западной цивилизации, такой же как Тель-Авив, с привычными нам улицами, домами, универмагами и кафе - такими же как в Европе, России или Северной Америке.
Восточный Иерусалим - восточный по духу город. Вроде бы те же улицы, дома и кафе, но как-то всё по-другому - как в Акре или в Турции например.
Старый город обнесен стеной и стоит как раз на границе между восточным и западным Иерусалимом и формально относится к восточной части. Вот так выглядит стена с западной стороны.
Как в разделенной в свое время Палестина разделен Иерусалим, так и в разделенном в свое время Иерусалиме разделен Старый город.
Он делится на четыре квартала, каждый со своей спецификой: мусульманский на северо-востоке, христианский на северо-западе, еврейский на юго-востоке и маленький армянский на юго-западе. Особняком, вне кварталов стоит у восточной стены Храмовая гора.
Мусульманский район - в основном жилой. Как и в старом городе Акры, здесь в оставшихся с давних времен домах живут обычные семьи, по узким улочкам возвращаются из школы дети и играет в небольших каменных дворах в футбол малышня. Особых достопримечательностей в мусульманском квартале нет, поэтому тут тихо.
Еврейский квартал - похож на Тель-Авив, там снесли часть старых зданий, построили кое-какие новые, соорудили площади и скверы. По сравнению с остальными районами в еврейском просторнее и спокойнее.
Армянский квартал похож на мусульманский, тоже тихий, только вокруг не мечети, а в основном армянские церкви. Хотя и мечети есть.
Ориентироваться в старом Иерусалиме очень сложно: когда заходишь в него, особенно из западной части города - попадаешь в другой мир, проваливаешься в прошлое. Это огромный каменный лабиринт, где редкая улица идет по прямой больше 100 метров.
Каменный лабиринт еще и потому, что многие улицы - по сути просто галереи, если не катакомбы, из них даже не видно неба.
Одна из редких длинных прямых улиц - Бейт ХаБад (кажется переводится "Холщовая улица") на месте римской улицы Кардо (поэтому и прямая, у римлян как известно все было по линейке, сейчас раскопанные остатки Кардо показывают в еврейском квартале).
Бейт ХаБад тянется от Сионских ворот на юге до Дамаскских на севере и как раз отделяет христианский и армянский кварталы слева от мусульманского и еврейского справа.
Перпендикулярно ей идет от Яффских ворот улица Давида, которая в середине города переходит в Цепную улицу и упирается в Храмовую гору. Линия этих двух улиц отделяет христианский и мусульманский кварталы на севере от армянского и еврейского на юге.
Вот и получается что две улицы делят старый Иерусалим крест-накрест на четыре квартала.
Христианский квартал - самый шумный и самый суетливый. Он усыпан церквями, монастырями, паломническими центрами, религиозными школами и представительствами христианских деноминаций всех мастей - от православных до протестантских.
И тут очень тесно.
Дорог, по которым может проехать машина, в Старом городе, кажется вообще две или три. Даже пешком не всегда пройдешь. А в христианском квартале особенно тяжко: во-первых узко, во-вторых лестницы
Я написал "узко", но то что на фото внизу - это еще "широко", потому что в разгар торгового дня металлические ворота магазинчика слева открываются настежь, перекрывая проход. На воротах и на улице между ними развешивается и раскладывается ассортимент, а рядом садится на стульчике хозяин. И это все равно "широко", потому что обычно такой же магазин есть напротив, и совместными усилиями они перекрывают улицу с обеих сторон.
Как я уже написал, вход в христианский квартал - через Яффские ворота, от которых прямо на восток убегает улица Давида. Это улица-рынок со всеми последствиями. Приходится идти, направо и налево отказываясь купить ковер, платок, кальян, зонт, браслет или селфи-палку.
И вот я иду.
Я так спешил в Старый город, что не успел позавтракать, и дорого за это поплатился. Потому что зашел поесть в одно из заведений христианского квартала. Чек за шаурму мне выдали совсем не по-христиански - 80 шекелей (1,400 рублей). Тель-авивская шаурма за 500 рублей меркнет.
С желудком, полным мяса, и глазами, полными слез - иду дальше. Знакомиться с христианскими святынями, о которых знаю с тех пор как мне купили Детскую библию. Или даже раньше.
Если смогу пробраться через заросли рынков, конечно.