Я никогда не забуду то утро. 12 июля 2006. В восьмом часу утра муж разбудил смской, которую я потом долго хранила в своем телефоне. До тех пор, пока не поменяла сам аппарат. "Вставай, бомбили аэропорт Бейрута!".
Воздушную гавань страны вывели из строя буквально парой ударов: дело в том, что его взлетно-посадочные полосы пересекаются. Вот, в места пересечения и били. Сделав невозможным выезд из страны, в том числе, порядка двух миллионов иностранцев, приехавших в то лето в Ливан. Одних только граждан Саудовской Аравии (их вывозили централизованно, поэтому по ним есть официальная статистика) в стране было порядка одного миллиона человек.
Единственным вариантом (не считая моря - морем много не вывезешь, да еще под обстрелами, когда каждый снаряд может привести к гибели всего судна и всех находящихся на нем людей) покинуть страну были КПП, ведущие в Сирию. Но ведущие туда дороги тоже много раз бомбили. К примеру, разбомбили прекрасный мост на самой короткой дороге из Бейрута в Дамаск. Я снимала последствия этих авиаударов.
Этот мост был "просто" поврежден, и его половина обрушилась. Более мелкие мосты были вообще уничтожены этими ударами с воздуха. Тупо уничтожали инфраструктуру страны - делали так, чтобы в преимущественно горной стране люди оказались блокированными в своих домах. А потом этим людям заботливо скидывали с вертолетов предупреждения о бомбардировке. Типа, ждите. Уйти в ряде случаев из ставших опасными районов было просто невозможно.
Из-за того, что дороги бомбили, кстати, стоимость места в машине в спасительную Сирию у таксистов дошла до 1500 долларов (в обычное время это стоит 25). Те, у кого были силы, пытались идти пешком. Потом расскажу о том, чем это кончилось для сразу нескольких семей.
При бомбардировках жилых районов в Бейруте использовали какие-то сверхтяжелые бомбы. Потом очевидцы мне рассказывали, как на их улице за несколько минут превратились в пыль 12 высотных домов.
Бомбили не только дома и мосты, заводы и дороги. Вот то, что осталось от рыбацких лодок в крошечном порту города Тир. Кто там был, знает, что бомбить там было нечего в плане стратегических объектов. Этот порт, в свое время, видел Александра Македонского и основательницу Карфагена Дидону. С тех времен там ничего принципиально нового не появилось.
Если что (для любителей потеоретизировать) я приехала сразу после окончания этой агрессии, как только получила новый паспорт (в старом место закончилось). И то, о чем пишу и говорю, видела не только в прямых трансляциях по спутниковым каналам, но и своими собственными глазами. Мне рассказывать про миролюбивость израильской военщины не надо.
Это уже разбор завалов в Южном Бейруте.
Почему бомбили? Потому что лазутчики из Хезбаллы выкрали двух бравых израильских вояк, которые патрулировали отжатую у Сирии территорию, известную как фермы Шебаа. Сама территория сирийская, но земля на правах собственности принадлежит гражданам Ливана. Это участок площадью около 22 км2. Место, где на этой карте написано "Сирия" это оккупированная Израилем же часть Голанских высот.
Местность выглядит как-то так:
Первопричина рейда - израильская оккупация. Похищенные - ни разу не мирные жители, а солдаты вражеского государства-оккупанта. Так что извечные разговоры в стиле "мы только защищаемся" - в пользу бедных.
Многие неправильно понимают суть закона Хаммурапи "око за око, зуб за зуб": это никак не о мстительности. Это о соразмерности наказания преступлению: первое не должно быть страшнее второго. А эти за двух вояк отняли жизни у примерно 1000 ливанцев, которые были не при чем. Еще несколько тысяч сделали калеками. Десятки тысяч лишились крова.
Можно сколько угодно бить себя пятками в грудь, но те, кто может сделать вот такое с соседями - никак не люди.
Такая вот печальная дата...