Найти в Дзене
СМК для чайников

6. Человеческие ресурсы

Оглавление канала

Наш любимый и необязательный к исполнению (к сожалению) ГОСТ ISO 9001-2011 говорит нам... Упс, это из прошлой серии. Очень сильно изменился стандарт, придется попытаться все переосмыслить, давайте разбираться вместе )

Disclaimer: С этой статьи мы понемногу начинаем переходить к практике создания и совершенствования СМК на реальном опыте. Я предполагаю, что основы мы уже с вами разобрали.

Итак, ГОСТ Р ИСО 9001-2015 говорит нам:

7.1.2 Человеческие ресурсы
Организация должна определить и обеспечить наличие должностных лиц, необходимых для результативного внедрения системы менеджмента качества и для функционирования и управления ее процессами.

Те, кто знаком с прошлой версией стандарта спросят, что, это все что ли? Да, все. Но мне кажется, что в данном случае ISO перехитрила сама себя, или я еще не дошел умом до логики тех, кто писал этот стандарт. Мне кажется, не лишним будет оставить подход к человеческим ресурсам Организации так, как это было прописано в ГОСТ ISO 9001-2011, нам же никто не запрещает ) Вот и все переосмысление...

Для примера: я работаю на оборонном предприятии, политика военных одна - требования нельзя ослаблять, можно только ужесточать. На мой взгляд, это не всегда применимо, но логика в этом есть, поэтому я изложу не как бы я выполнял новое упрощенное требование, а как я реально стараюсь организовать работу на предприятии. Главный помощник мне в этом - то, что новый ГОСТ Р ИСО 9001-2015 кроме нашего отдела на заводе никто не читал толком )) Знакомо? =)

Так что тут я буду разбирать требования к персоналу по ГОСТ ISO 9001-2011, т.к. данные требования считаю более подробными и актуальными во все времена, чем простая фраза из нового стандарта. Кстати, старый стандарт не отменен до сих пор ) Парадокс? Не думаю )

ГОСТ ISO 9001-2011 говорит нам:

6.2 Человеческие ресурсы
6.2.1 Общие положения
Персонал, выполняющий работу, влияющую на соответствие продукции требованиям, должен быть компетентным на основе полученного образования, подготовки, навыков и опыта.
Примечание - На соответствие продукции требованиям прямо или косвенно может влиять персонал, выполняющий любую работу в рамках системы менеджмента качества.
6.2.2 Компетентность, подготовка и осведомленность
Организация должна:
a) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на соответствие требованиям к качеству продукции;
b) где это возможно, обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия в целях достижения необходимой компетентности;
c) оценивать результативность принятых мер;
d) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;
e) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте (4.2.4).

Давайте начнем смотреть и анализировать требования стандарта по порядку.

Разберем п. 6.2.1 стандарта (ГОСТ ISO 9001-2011, далее разговор о нем).

Он определяет требования к компетентности персонала, выполняющего определенную работу. При этом, требование одно - персонал должен знать, что и как делать для выполнения своих обязанностей.

Заметим, это требование не к Обществу, а к персоналу. Это важно. То есть:

1) Персонал должен иметь соответствующее образование и квалификацию;

2) Персонал должен иметь необходимые навыки и опыт.

Способы достижения данных требований следующие:

1) Персонал должен стремиться (и быть мотивированным) к повышению своей квалификации, получению соответствующего образования;

2) Персонал должен нарабатывать навык и опыт работы.

А дальше вопрос: как это реализовать? Вот тут и начинается наша работа.

Тут у нас развязаны руки, мы сами выбираем, как нам выполнить требования стандарта. Навскидку предложу несколько вариантов:

1) Наставничество (прикрепление молодого работника к опытному в целях передачи опыта);

2) Организация производственных курсов;

3) Производственно-экономическая учеба;

4) Повышение разрядов рабочих/категорий ИТР со стимулирующими выплатами;

5) Хорошие условия прохождения учебы с отрывом от производства (при наличии возможности у Организации);

6) Консультирование внутри подразделений Организации;

7) и т.д.

Во всем этом кроме экономической обоснованности и финансовой возможности, самое важное - это желание работников повышать свой уровень! И мотивация к этому - это задача начальников подразделений.

Не пинками на курсы направлять, а объяснять и доводить до персонала полезность учебы, в том числе для конкретного работника. Конечно же, предусмотреть в локальных нормативных документах Организации стимулирующие надбавки за профмастерство, разряд, категорию и т.д.
Ну ладно, иногда - пинками, когда это требование для производства работ. Тюлень - птица гордая, как мы знаем ) Не пнешь - не полетит )

Поехали дальше. Разберем теперь требования к Организации, которые определены п. 6.2.2 ГОСТ ISO 9001-2011.

Итак, по пунктам.

Организация должна:

a) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на соответствие требованиям к качеству продукции;

То есть именно должностные инструкции (и, вероятно, другие кадровые документы), утвержденные руководством Организации, определяют требования к компетенции персонала на своем посту. Организация определяет свои требования к работникам через организационные документы. Что интересно, если вы выполняете все свои обязанности, то к вам пристать очень трудно. С другой стороны, если ситуация обратная, то будьте готовы к претензиям. Потому что в ЕКС и профстандартах написаны общие требования к сотрудникам определенной профессии, а вот конкретику определяет именно Организация.

Еще один момент, который тут де-факто заложен. Организация должна определять компетентность. А не (только) смотреть на наличие диплома о профильном образовании. Дипломированный инженер может быть посредственным инженером, но отличным поваром, и не принять его в кафе на основе отсутствия профильного образования может стать ошибкой. Учтите этот момент, если вы пишите или согласуете локальный документ о приеме сотрудников на работу в своей организации.

b) где это возможно, обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия в целях достижения необходимой компетентности;

Поскольку данное требование относится к Организации, значит Организация должна вашими руками установить порядок прохождения данного процесса. Обязательно обратите внимание на следующие аспекты:

- обучение обычно недешевое и часто связано с командировками, это дорого. Значит надо требование "где это возможно" читать так: "где это обоснованно необходимо".

Пример из буквально нескольких дней назад. Меня пригласила довольно известная компания на семинар по СМК в Сочи. На 5 дней, с отличной экскурсионной программой, познавательными круглыми столами, да и в принципе. Я не против выбраться из заполярья на Черное море. Но объективно - это был бы мини-отпуск за счет работодателя.

Вот этот момент надо четко прописать в ЛНД Организации. Позиция руководителя насчет необходимости обучения его или своего персонала должна быть железобетонной, в идеале, основывающейся на требованиях руководящих документов. А буржуйский принцип "где это возможно" оставьте олигархам ) Мне в Сочи слетать ведь тоже было бы возможно =)

- определите в ЛНД Организации четкий и понятный всем порядок направления сотрудников на обучение. Не допускайте разночтений. Иногда оповещение о целевых курсах обучения приходит очень поздно, и времени на реализацию процесса может просто не хватить.

Например, семинар планировался за 2 месяца, но было дорого, отказались. А тут за три дня до его начала приходит письмо, что слушателей мало, поэтому скидка 70%. И уже недорого, но делать надо все срочно!

Предусмотрите в ЛНД все тонкости. От подачи докладной записки с обоснованием до приобретения авиабилетов и бронирования гостиницы. Надо чтобы этот механизм работал как хорошо смазанный хронометр производства буржуйской Швейцарии, меньше будет проблем и не реализовавшихся возможностей. Впрочем, это же требование можно и нужно предъявлять к любому процессу СМК.

c) оценивать результативность принятых мер;

Самый, на мой взгляд, сложный момент, требующий нестандартного подхода и творческой жилки. Как оценить результативность обучения - у меня нет однозначного ответа. Например, у меня головная Компания требует составлять отчеты по установленной форме, но мне кажется, что это бумагомарание. Голая фактология: ездил туда (да знаем мы, сами же тебе командировку оформили), учился там-то (тоже известно, есть заявка), получил свидетельство (ясное дело, копия в отделе кадров лежит)... Формалистика.

На мой взгляд, оценивать результативность обучения надо по другим критериям. Например, по увеличению производительности труда, повышению качества труда (что для клерка, что для сварщика, не важно). Нужно предусмотреть в ЛНД такие механизмы. Какие именно - я не готов сказать, сам голову ломаю периодически, хотя, могу этого не делать, в новом ГОСТ Р ИСО 9001-2015 такого требования нет. Но я вот думаю. Поделитесь своим мнением, давайте подумаем вместе )

d) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;

А вот это задача начальников подразделений. Известная поговорка гласит: «Каков поп - таков и приход». Одна из задач начальства на всех уровнях – мотивировать персонал на выполнение процессов СМК, на улучшение СМК путем внесения предложений по стандартам, указания на недостатки и т.д.

В общем, здоровая критика еще никому не мешала, а ответственность за осведомленность персонала о важности его работы несет руководство организации.

Но репрессивные меры в данном контексте почти неприменимы в логике стандарта. Тут я согласен с новыми требованиями 9001-2015, начальник должен демонстрировать лидерство, а подчиненные хотят или нет, будут в той или иной мере ему соответствовать. Но посмотрим на практике, как это будет работать. Напомню, в документах своего предприятия я не стал упрощать требования к персоналу по требованиям нового стандарта.

e) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте.

Это тоже рядовая обязанность обычно отдела кадров, мы ее разбирать не будем отдельно. Обычное управление документированной информацией в терминах ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

Подытоживая, позволю себе дать несколько простых советов:

1. Организация много чего должна сделать для того, чтобы персонал был мотивирован в развитии Организации. И исполнение этих требований вы вправе отстаивать в общении с руководством (особенно, если оно не читало новый стандарт, и не знает о смягчении требований 😊). Заметьте, даже простые плакаты в цехах, говорящие о требованиях промышленной безопасности – это тоже важная часть мотивации персонала. Из таких кирпичиков складывается общая картина.

2. Но основная вещь - это заинтересованность персонала в том, чтобы сделать Организацию лучше. Пусть это будут единицы, это реальность. Но когда за единицей стоит много нулей, ее уже за единицу не считают. Не стесняйтесь использовать свои права, но при этом не забывайте про свои обязанности. Не будьте роботами, если вы видите возможность улучшения чего-либо – предлагайте, это важно, и не занимайтесь людоедством за проступки, которые присущи всем людям по незнанию или по простому упущению. Обучите людей любым доступным (и не противозаконным) способом, а потом спрашивайте с них. Вот если трижды не выполнят требования, тогда меч в руки и вперед!

3. Не думайте, что вопросы с вашей стороны начальству охарактеризуют вас как «самого умного». По опыту знаю, уволить человека за умные вопросы нереально. А вот в становлении и развитии СМК такие вопросы очень сильно помогают, потому что указывают на пробелы в документах и организации процессов. Вопросы - это по сути двигатель СМК на самом деле. Одним словом - чем больше вопросов, тем больше пользы. Это не парадокс, это закон. Те, кто задают вопросы помогают решать проблемы, и в этом их прелесть.

4. Всегда помните, что человеческие ресурсы, а проще, люди - это самое ценное что в любой Организации есть. По формальным признакам ударишь человека по зарплате, он плюнет и уйдет. А где искать замену? Нужен сбалансированный подход всегда. А где тот самый баланс - каждый определяет для себя сам.

И не дай вам бог поработать с очень требовательным военным представительством =))) Хотя, опыт, очень хороший )

Продолжение следует!

P.S. Пожалуйста, оставляйте комментарии и задавайте вопросы! В блоге на Дзене или в ВК в комментариях, в личку стучитесь, принимаю всех СМК-шников ). Благодаря Вашим вопросам и нашим дискуссиям рождаются мысли для новых статей, где я стараюсь рассказать свое видение по поставленным именно Вами вопросам. Не стесняйтесь )