В сфере автозапчастей, а особенно автозапчастей на отечественные автомобили, часто возникает необходимость сделать возврат или обмен запчастей или других автотоваров.
Главными причинами, как правило, бывают:
- особенности отечественного автомобилестроения, когда VIN едва ли покажет какая именно запчасть стоит на вашем автомобиле. Это касается особенно старых автомобилей, которые побывали в руках "кулибиных", и в которых в результате очень много "нештатных" переделок и "доработок".
- особенности работы станций технического обслуживания типа "гараж-сервис" (не все и не всегда, но и сертифицированные СТО иногда этим грешат). Часто бывает, что ремонт, например, электрики, делается методом "тыка": машина не заводится? поменяйте аккумулятор! не помогло? тогда - стартер ! и далее... Иногда, мастера так и говорят : значит не в этом дело, но бывает, что пытаются выдать свою оплошность за "запчасть не рабочая".
Из этой же серии: прежде чем разбирать двигатель, коробку или ходовую, по результатам предварительной диагностики, владельца автомобиля снабжают полным списком того, что здесь может нуждаться в замене, а по результатам "вскрытия" проблемного агрегата, половина автозапчастей возвращается.
- реальным браком автозапчасти. Такое случается относительно редко, но так же бывает.
Покупатели не всегда знают правила в отношении обмена и возврата автозапчастей и автотоваров, а иногда просто толкуют правила соответственно своим потребностям.
Продавцы не заинтересованы в принятии возвращаемых деталей и стремятся избежать такой ситуации.
Давайте разбираться...
Главный документ, регулирующий отношения между покупателем и продавцом - Закон "О защите прав потребителей" (прочесть актуальную редакцию можно, например, здесь https://base.garant.ru/10106035).
Кстати, этот закон обязан быть у каждой торгующей организации на стенде "Уголок потребителя" вместе с учредительными документами компании и телефонами контролирующих организаций.
Возврат и обмен автотоваров может произойти, если покупатель выполнил следующие требования:
- "Сохранение товарного вида и комплектности товара.
- Сохранение целостности и товарного вида упаковки, пломбы, заводских ярлыков.
- Наличие финансовых документов (чек, товарный чек) на приобретенный товар."
Например, камера колесная оказалась с дыркой и вы самостоятельно поставили заплатку, а позже обнаружили, что есть еще 1 дырка и решили эту камеру все таки вернуть. В возврате вам будет правомерно отказано, хотя товар действительно не надлежащего качества. Но вы уже нарушили товарный вид первой заплаткой.
Так же если например, у вас не работает какой-то электрический агрегат, а вы - электрик с 30-ти летним стажем, решили сами посмотреть, вскрыли деталь, поняли что отремонтировать не сможете и закрыли обратно. Этот случай, скорее всего так же не признают гарантийным, т.к. нарушены заводские пломбы.
Еще ситуация : светодиодные ходовые огни. Сначала мастер обрезал провода до нужной ему длины, а после установки понял, что они "неидеально" встали на штатное место. В этой ситуации вы можете получить отказ.
Согласно закону, существует принципиальная разница какой товар вы хотите возвратить: надлежащего качества (нормально работающий) или ненадлежащего качества (брак, не рабочий).
Если возвращаемый товар вы оцениваете как нормально функционирующий, в таком случае закон устанавливает :
"Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации."
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. (при соблюдении выше перечисленных условий).
Внимание! В тексте закона исчерпывающий перечень причин для возврата, и формулировки - "не понадобилось" нет! Значит, если стартер не подходить для вашей машины, то его должны вам заменить (с перерасчетом стоимости).
В случае, когда вы или мастер поняли, что причина неисправности иная, и хотите просто возвратить стартер, то торговая точка может отказать.
Хотя, как правило, этого не происходит! И этим идет на встречу покупателям.
При не возможности обмена, продавец обязан возвратить денежные средства. Но это не значит, прямо "здесь и сейчас", он должен это сделать в течении трех дней.
И тут как правило, торговые организации, так же идут на встречу клиенту и производят возврат денежных средств сразу.
Притом возвращение денег происходит тем способом, которым они поступили. Т.е. если вы оплачивали покупку банковской картой, то и возврат будет произведен на нее же. Хотим отметить, что в таком случае деньги поступят на карточку не сразу, даже если операцию возврата торговая точка уже произвела.
Сложности вероятно будут, если возвращаемую деталь привезли или изготовили специально для Вас. В такой ситуации, торговая точка имеет право удержать фактически понесенные издержки.
Так же существует целый список товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену. Среди продукции автомагазинов это:
1."Товары бытовой химии" (ВСЯ автохимия, автомасла, автокосметика и технические жидкости)
2. "Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки" (электрика автомобиля)
3. "Непериодические издания" (книги)
Когда вы предполагаете, что товар не качественный:
- Вы имеете право представить свою претензию по поводу некачественных запчастей и торговой организации, и фирме-изготовителю.
- Срок отведенный вам для этого уже более двух недельного, он равен установленному на товар гарантийному.
- Продавец обязан произвести замену покупки в недельный срок, если же нужна проверка, то на это отводится 20 дней.
Если подходящих вам деталей нет, то обмен нужно произвести в течении месяца (п. 1, ст. 21 Закона о ЗПП).
Исходя из опыта нашего магазина, процент "реального" брака на фоне предъявляемых претензий относительно не велик.
Часто причина поломки автомобиля оказывается не в заменяемой запчасти, порой некорректно работают мастера на СТО или у машины есть и другие проблемы и неработающая запчасть не является причиной неисправности, а ее следствием.
Так же хотим отметить, что в Законе отдельно рассматривается Дистанционный способ продажи товаров. По некоторым пунктам установлены другие нормы.
В общем, желаем вам только плановых ремонтов, квалифицированных специалистов и качественных автозапчастей.
Общие правила возврата товара в нашем интернет магазине вы можете прочитать здесь