Найти в Дзене
GAMESAW

Сдуваем пыль с Civilization I

Начнём с запуска. Я человек не очень подкованный в техническом плане, поэтому воспользовался первой же ссылкой в гугле и скачал DOSBox. С её помощью запускаются большинство очень старых ПК-игр: первый и второй DOOM, Alone in the Dark, Flashback и так далее. Что интересно, когда я играл в Civilization в детстве, никакой программой я не пользовался. Видимо, с десятой Windows этот функционал убрали з

В комментах к тексту про Dune: The Battle for Arrakis я вступил в дискуссию о балансе игры. Пока спорил, неожиданно для себя вспомнил про первую Civilization. Как я утверждал в комментариях, в «циве» баланса гораздо больше, чем в той самой Дюне. Был ли я прав?

DOS Bros vámonos

Начнём с запуска. Я человек не очень подкованный в техническом плане, поэтому воспользовался первой же ссылкой в гугле и скачал DOSBox. С её помощью запускаются большинство очень старых ПК-игр: первый и второй DOOM, Alone in the Dark, Flashback и так далее. Что интересно, когда я играл в Civilization в детстве, никакой программой я не пользовался. Видимо, с десятой Windows этот функционал убрали за ненадобностью и теперь, чтобы обратиться к классике, нужно немного потанцевать с бубном.

Из настроек: цвет, музыка и управления. Совет: не ставьте IBM-саун ни в коем случае. Начинает давить на психику уже после 20 минут игры.
Из настроек: цвет, музыка и управления. Совет: не ставьте IBM-саун ни в коем случае. Начинает давить на психику уже после 20 минут игры.

В целом, никаких проблем с запуском не было. Были проблемы уже внутри игры. На скриншоте ниже вы видите пункты меню: Игра, Команды, Советники, Мир и Цивилопедия.

... и клавиши, с помощью которых эти пункты открывать.
... и клавиши, с помощью которых эти пункты открывать.

Дело вот в чём: кнопки по вызову этих пунктов не работают. Не знаю, дело ли это в версии игры или в версии DOS-эмулятора. Остальные хоткеи на действия юнитов при этом работают отлично.

Поскольку ни один из подпунктов не открывается клавишами, приходится открывать их мышью. Чтобы вы понимали: оригинальная Civilization образца 1991 года мышь не поддерживала, это я помню точно. Её поддержу завезли позже, в официальном или неофициальном патче. Отсюда появляются несколько проблемы.

Мышь работает плохо. Иногда клик даёт характеристику ландшафта, а иногда отправляет туда активный юнит. Иногда пункты меню открываются после того, как нажал один раз, а иногда нужно держать курсор постоянно, чтобы пользоваться меню. Какой-либо зависимости в этих багах я не увидел.

Выше я писал, что работают все хоткеи: я немного слукавил. Те из них, которые требуется нажать один раз - работают. Комбинация клавиш - нет. Как и в других случаях, не знаю, чем была вызвана эта проблема.

От камней к звёздам

Перед нами пять пунктов меню:

-3

Новая игра - это полностью случайная генерация мира. Восстановить прежнюю - загрузка.

Земля - полная копия нашей планеты. Только в этой версии выбор государства влияет на точку спавна: Ацтеки в Америке, Зулусы в Африке. Но это немного скучно, если часто играл или знаешь историю и географию: понимаешь, где появился, и где находятся противники. А вот четвёртый пункт - самое вкусное.

-4

Чем больше я пишу про баги, тем больше грешу на свою DOS-версию игры. У меня редактор работал наоборот: указываю много суши, а получаются острова. Жаркая температура - одна сплошная северная тундра и так далее. На что влияет пункт «Эра» я не понял и не смог найти объяснения в интернете.

После этого выбираем сложность, количество государств в игре и цивилизацию, за которую будем играть, но обо всём по порядку:

Сложность

К слову о "локализации". Кто кого уничтожил вам понятно? Это ещё полбеды: вся местная википедия, без знания которой новичку играть будет очень сложно, переведена промтом, что безусловный фейл. Ну и "Зулусы" здесь "Негры", да.
К слову о "локализации". Кто кого уничтожил вам понятно? Это ещё полбеды: вся местная википедия, без знания которой новичку играть будет очень сложно, переведена промтом, что безусловный фейл. Ну и "Зулусы" здесь "Негры", да.

Влияет на количество ресурсов у игрока и противника. Люди на форумах наблюдают, что ИИ не меняется в зависимости от сложности. По моим ощущением это правда. Разница есть лишь на лёгкой сложности. На ней игра постоянно подсказывает, как лучше поступить в разных ситуациях.

Количество государств (от 2 до 7 вместе с игроком)

Эта условность, что свита правителя зависит от эпохи, а не от государства, невероятно доставляет.
Эта условность, что свита правителя зависит от эпохи, а не от государства, невероятно доставляет.

Есть, правда, один нюанс: играбельных цивилизаций в игре 14. Есть система цветов, которые взаимоисключают друг друга. Одновременно не могут присутствовать Римляне и Россия потому, что они обе используют белый цвет. Вот такое хитрое ограничение по количеству игроков. При этом, если Россия была повержена, в случайном месте карты появляется колонисты Римлян.

Цивилизации

Бесит, когда моргаешь на фото
Бесит, когда моргаешь на фото

Не буду перечислять все, но каждая цивилизация, подконтрольная ИИ, обладает своим уровнем агрессивности и «типичным поведением». Например, Сталин всю игру будет проводить активную политику милитаризации и обладать уровнем агрессивности 5/10, которая будет расти или уменьшаться в зависимости от игры. По моему опыту, из 10 партий на «Земле», в которых был Сталин, он брал верх над европейскими соседями в 7 случаях.

В общем-то, на этом всё. Пора играть.

-8

Вначале у нас есть повозка с колонистами и... всё. Строим город, нанимаем «милицию» и отправляемся на поиски неприятностей. Путей победы всего два - военная и научная. Научная, как и во всех последующих частях, достигается путём запуска ракеты в систему Альфа Центавра. Строим боевых юнитов для военной экспансии, а колонистов для постройки новых городов и развития окружающих территорий.

-9

В городах живут поселенцы, которые обладают обычными потребностями в еде, безопасности и досуге. Если их не выполнять, то город не сможет ничего производить. Есть, конечно, система политических режимов, при которых эти бунты можно подавлять, но проще построить в городе цирк, ей-богу.

Кроме юнитов, в городах можно строить и здания. Стандартные, вроде амбара, казармы и стен, и Чудеса Света, такие как Висячие Сады, Пирамиды и так далее. Каждое Чудо может быть построено лишь в единственном экземпляре, стоит дорого, но при этом даёт уникальный и существенный бонус. Шекспировский Театр, например, делает всех несчастных людей в городе довольными, но работает только до изобретения электроники.

-10

В остальном, есть ещё миллион мелочей, такие как тип территории, ресурсы, дипломатия и так далее, которые я не буду описывать, чтобы этот текст окончательно не превратился в гайд.

Ретроспектива

Забыл упомянуть: перед началом игры проигрывается ролик о том, как появилась Земля. Идёт этот ролик две с половиной минуты. И его нельзя пропустить. ¯\_(ツ)_/¯
Забыл упомянуть: перед началом игры проигрывается ролик о том, как появилась Земля. Идёт этот ролик две с половиной минуты. И его нельзя пропустить. ¯\_(ツ)_/¯

В 2019 игра имеет проблемы с управлением. Изначальная невероятная реиграбельность сегодня страдает от отсутствия какой-либо пользовательской поддержки. Отсутствие инструментария для создания модификаций, дополнительных сценариев или государств - всё это не идёт игре на пользу. Боевая система по нынешним меркам очень устарела (см. бородатую историю про копейщика и линкор), но остаётся понятной и удобной.

Тем не менее, в Civilization I появились те вещи, без которых сейчас вообще нельзя представить стратегию, особенно пошаговую: это «Цивилопедия» и «технологическое древо». X-COM: UFO Defense, Master of Orion, Age of Empires, Starcraft и многие десятки других игр взяли эти приёмы на вооружение, дополнив и модернизировав их таким образом, что сейчас трудно представить без них жанр стратегии в целом.