Древний Балхар удобно расположился в круглой горной котловине, со всех сторон окруженной белыми и желтыми каменными кряжами.
Здесь живут лакцы, один из коренных дагестанских народов, с незапамятных времен обосновавшийся в нагорной части республики. Как и всякое отдаленное горное село, Балхар всегда вел довольно уединённую жизнь.
Мужчины занимались сельским хозяйством, торговлей и охотой, а женщины выделывали глиняную посуду, которая, со временем и стала главной визитной карточкой села.
Село Балхар. Расположено в Акушинском районе Республики Дагестан. Население около тысячи человек. Высота расположения села – тысяча шестьсот метров над уровнем моря. Основной этнос – лакцы. Лакский язык - один из 14 официальных языков Дагестана, принадлежит к нахско-дагестанской группе кавказских языков. На нём говорит около 146 тысяч человек.
Балхар – очень древнее место. Никто точно не знает, когда аул появился. Все документы, хранившиеся в старой мечети, были уничтожены пожаром. О его истинном возрасте и о том, как село образовалось в этих землях, мы можем судить лишь из древних эпосов.
Гончарные вещи делали во многих дагестанских сёлах, но далеко не каждая становилась столь популярной и любимой всеми многочисленными здешними народностями. Первое документальное упоминание балхарских керамических вещиц относится к 13 веку. Но и археологические изыскания и даже характер орнамента, отсылает нас в куда более древние эпохи.
Основой долголетия ремесла стал материал, который добывается из озера, что неподалеку от селения. Глины здесь разные, но в керамике чаще всего используются красно-кирпичная, белая и желтая. Её сначала долго топчут ногами и всячески мнут. По этому поводу у балхарцев есть шутка, что лучшая невеста та, у которой самая большая ступня.
Неповторимый балхарский стиль складывался довольно долго. Считается, что до конца он оформился в 17 веке. Именно в те далекие годы появился канон, которого мастерицы строго придерживаются и сегодня.
Канон не ограничивает балхарскую керамику в размерах. Это может быть и крохотный кувшин, и внушительная напольная ваза, где изображена историческая часть селения.
Все изделия Балхара, кроме мелкой пластики, вполне себе прикладные. В крупных сосудах хранят крупы и зерно, мелкие применяют для разных жидкостей или местной бузы, особого праздничного напитка, который делают почти все дагестанские народы. Лишне говорить, что в балхарской посуде и зерно целее, и вода вкуснее.
Интересной особенностью балхарской керамики стало то, что вазы, или кувшины на гончарном круге, или по-местному «жюллЕ», не вытягиваются из цельного куска глины. Это довольно редкая и очень архаичная жгутовая манера, когда полоски глины вживляются уже непосредственно в тело сосуда.
Мастерицы постепенно, шаг за шагом наращивают будущий кувшин, примазывают его стенки. Жгуты из глины, толщиной 2-3 сантиметра, заготавливают заранее. Но если форма изделия того требует, женщина делает необходимую глиняную полоску прямо в процессе работы. Потом кувшины лостят, превращая сосуд в герметичный.
Роспись на изделиях — это как раз то, что сделало балхарскую керамику настоящим национальным брендом. Она неподглазурная, и исполнена в древнейшей манере. Похожие узоры находили на сосудах, имеющих отношение ещё к бронзовому веку. На древнее происхождение указывают и многочисленные солярные знаки, и символы плодородия, в обилие украшающие стенки балхарских сосудов и игрушек.
Кисточки для прорисовки этих замечательных орнаментов стараются делать из гривы молодого ослика. Их макают в ангоб, жидкую глину, специально доведенную до консистенции обычной краски. Буквально несколько уверенных мазков и кувшин перестает быть безмолвной вещью. Старинный орнамент говорит сам за себя.
Из интервью хранителя традиций балхарского промысла Абакара Газимагомедова:
У нас в Балхаре особая своя роспись. Могут быть там растительные элементы. Могут геометрические. Разного рода. Волнообразные, например. Всё очень старое. Очень близкое к аутентичному. Похожие рисунки я видел даже на черепках давностью в пятьсот, тысячу лет. Даже чем-то на наскальную живопись похоже (улыбается).
После нанесения орнамента посуда и глиняные игрушки готовы к обжигу. Обычно, мастера ждут, пока накопится достаточно готовой утвари, чтобы полностью набить печь. Топливо здесь всегда было в дефиците. Нужно ли говорить, что и в обжиге балхарцы делают всё по-особому, ни на кого не похоже.
Это горновая печь, или чара. Топят её буквально тем, что лежит под ногами. Знаменитый этнограф Евгений Шиллинг, описывая Балхар, рассказывал о десятках чара, почти в каждом дворе, по масштабам напомнивших ему купола больших мечетей. Обычно печью владела одна семья.
Но иногда несколько родов объединялись и пользовались печью по очереди. В прежние годы печной зев на удачу украшали бараньими рогами. Но и без них чара смотрится внушительно и загадочно, словно знаменитый кавказский дольмен.
Про топливо под ногами – вовсе не шутка. Во время первого обжига чары топят кизяком и огонь от него считается самым комфортным для балхарских изделий.
После обжига в чаре глина приобретает сразу несколько характерных оттенков, от пепельно-черного, до терракотового или кирпично-красного. Белая глина, которой наносят узор, цвет почти не меняет. Если изделия без брака проходят испытания огнем, то служить они будут очень долго.
Всего известно более шестидесяти видов традиционных балхарских изделий. Самые популярные среди них – кувшины для разных целей – урша, куннари, кучча. Спросом так же пользуется балхарская пластика и свистульки. Местные вещи не раз брали престижные призы на отечественных и зарубежных конкурсах керамики и скульптурных изделий из глины.
Балхар сохраняет своё древнее ремесло, невзирая на трудности и падение спроса. Как и много лет назад крутятся гончарные круги и пылает жаркий огонь в чара. Всё таким же несложным, но в то же время художественным, смотрится орнамент на кувшинах и вазах. Такими же забавными видятся фигурки людей и зверей, слепленные с большим юмором.
Ни в изделиях, ни в орнаменте, кажется, нет ничего необычного. И в то же время они цепляют, приковывают внимание. Не то из-за чарующей древности, не то из-за вдохновенной мысли, вложенной в них балхарскими мастерицами.