Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

Нагорный Дагестан. Путешествие в древний Балхар.

-2

Древний Балхар удобно расположился в круглой горной котловине, со всех сторон окруженной белыми и желтыми каменными кряжами.

-3

Здесь живут лакцы, один из коренных дагестанских народов, с незапамятных времен обосновавшийся в нагорной части республики. Как и всякое отдаленное горное село, Балхар всегда вел довольно уединённую жизнь.

-4
-5
-6

Мужчины занимались сельским хозяйством, торговлей и охотой, а женщины выделывали глиняную посуду, которая, со временем и стала главной визитной карточкой села.

Минажат Гасаева не только прекрасно лепит кувшины, но и замечательно поёт.
Минажат Гасаева не только прекрасно лепит кувшины, но и замечательно поёт.
Село Балхар. Расположено в Акушинском районе Республики Дагестан. Население около тысячи человек. Высота расположения села – тысяча шестьсот метров над уровнем моря. Основной этнос – лакцы. Лакский язык - один из 14 официальных языков Дагестана, принадлежит к нахско-дагестанской группе кавказских языков. На нём говорит около 146 тысяч человек.
-8
-9

Балхар – очень древнее место. Никто точно не знает, когда аул появился. Все документы, хранившиеся в старой мечети, были уничтожены пожаром. О его истинном возрасте и о том, как село образовалось в этих землях, мы можем судить лишь из древних эпосов.

-10
-11

Гончарные вещи делали во многих дагестанских сёлах, но далеко не каждая становилась столь популярной и любимой всеми многочисленными здешними народностями. Первое документальное упоминание балхарских керамических вещиц относится к 13 веку. Но и археологические изыскания и даже характер орнамента, отсылает нас в куда более древние эпохи.

-12

Основой долголетия ремесла стал материал, который добывается из озера, что неподалеку от селения. Глины здесь разные, но в керамике чаще всего используются красно-кирпичная, белая и желтая. Её сначала долго топчут ногами и всячески мнут. По этому поводу у балхарцев есть шутка, что лучшая невеста та, у которой самая большая ступня.

Балхарский танец невест-орлиц.
Балхарский танец невест-орлиц.

Неповторимый балхарский стиль складывался довольно долго. Считается, что до конца он оформился в 17 веке. Именно в те далекие годы появился канон, которого мастерицы строго придерживаются и сегодня.

-14

Канон не ограничивает балхарскую керамику в размерах. Это может быть и крохотный кувшин, и внушительная напольная ваза, где изображена историческая часть селения.

-15

Все изделия Балхара, кроме мелкой пластики, вполне себе прикладные. В крупных сосудах хранят крупы и зерно, мелкие применяют для разных жидкостей или местной бузы, особого праздничного напитка, который делают почти все дагестанские народы. Лишне говорить, что в балхарской посуде и зерно целее, и вода вкуснее.

-16

Интересной особенностью балхарской керамики стало то, что вазы, или кувшины на гончарном круге, или по-местному «жюллЕ», не вытягиваются из цельного куска глины. Это довольно редкая и очень архаичная жгутовая манера, когда полоски глины вживляются уже непосредственно в тело сосуда.

-17

Мастерицы постепенно, шаг за шагом наращивают будущий кувшин, примазывают его стенки. Жгуты из глины, толщиной 2-3 сантиметра, заготавливают заранее. Но если форма изделия того требует, женщина делает необходимую глиняную полоску прямо в процессе работы. Потом кувшины лостят, превращая сосуд в герметичный.

-18

Роспись на изделиях — это как раз то, что сделало балхарскую керамику настоящим национальным брендом. Она неподглазурная, и исполнена в древнейшей манере. Похожие узоры находили на сосудах, имеющих отношение ещё к бронзовому веку. На древнее происхождение указывают и многочисленные солярные знаки, и символы плодородия, в обилие украшающие стенки балхарских сосудов и игрушек.

-19

Кисточки для прорисовки этих замечательных орнаментов стараются делать из гривы молодого ослика. Их макают в ангоб, жидкую глину, специально доведенную до консистенции обычной краски. Буквально несколько уверенных мазков и кувшин перестает быть безмолвной вещью. Старинный орнамент говорит сам за себя.

Из интервью хранителя традиций балхарского промысла Абакара Газимагомедова:

У нас в Балхаре особая своя роспись. Могут быть там растительные элементы. Могут геометрические. Разного рода. Волнообразные, например. Всё очень старое. Очень близкое к аутентичному. Похожие рисунки я видел даже на черепках давностью в пятьсот, тысячу лет. Даже чем-то на наскальную живопись похоже (улыбается).

-20

После нанесения орнамента посуда и глиняные игрушки готовы к обжигу. Обычно, мастера ждут, пока накопится достаточно готовой утвари, чтобы полностью набить печь. Топливо здесь всегда было в дефиците. Нужно ли говорить, что и в обжиге балхарцы делают всё по-особому, ни на кого не похоже.

-21

Это горновая печь, или чара. Топят её буквально тем, что лежит под ногами. Знаменитый этнограф Евгений Шиллинг, описывая Балхар, рассказывал о десятках чара, почти в каждом дворе, по масштабам напомнивших ему купола больших мечетей. Обычно печью владела одна семья.

-22

Но иногда несколько родов объединялись и пользовались печью по очереди. В прежние годы печной зев на удачу украшали бараньими рогами. Но и без них чара смотрится внушительно и загадочно, словно знаменитый кавказский дольмен.

-23

Про топливо под ногами – вовсе не шутка. Во время первого обжига чары топят кизяком и огонь от него считается самым комфортным для балхарских изделий.

Милые смайлики из кизяков.
Милые смайлики из кизяков.

-25

После обжига в чаре глина приобретает сразу несколько характерных оттенков, от пепельно-черного, до терракотового или кирпично-красного. Белая глина, которой наносят узор, цвет почти не меняет. Если изделия без брака проходят испытания огнем, то служить они будут очень долго.

-26
Всего известно более шестидесяти видов традиционных балхарских изделий. Самые популярные среди них – кувшины для разных целей – урша, куннари, кучча. Спросом так же пользуется балхарская пластика и свистульки. Местные вещи не раз брали престижные призы на отечественных и зарубежных конкурсах керамики и скульптурных изделий из глины.
-27

Балхар сохраняет своё древнее ремесло, невзирая на трудности и падение спроса. Как и много лет назад крутятся гончарные круги и пылает жаркий огонь в чара. Всё таким же несложным, но в то же время художественным, смотрится орнамент на кувшинах и вазах. Такими же забавными видятся фигурки людей и зверей, слепленные с большим юмором.

-28

Ни в изделиях, ни в орнаменте, кажется, нет ничего необычного. И в то же время они цепляют, приковывают внимание. Не то из-за чарующей древности, не то из-за вдохновенной мысли, вложенной в них балхарскими мастерицами.

Дорогами Нагорного Дагестана

Главный хранитель секретов балхарского промысла  Абакар Газимагомедов.
Главный хранитель секретов балхарского промысла Абакар Газимагомедов.