МЕТРО
Первая в Японии и во всей Азии линия метро открылась в декабре 1927 года, линия была очень короткой, всего лишь 2,2 км, от Асакуса до Уэно в Токио. Сейчас в Токио действует 13 линий метро общей протяжённостью 286,2 км. Токийское метро - третья по величине в мире система метрополитена.
Девятью из тринадцати линий заведует Управление скоростного транспорта Тэйто (Эйдан - 高速輸送タトの管理), это особая корпорация, созданная правительством страны и муниципальным правительством Токио. Остальными четырьмя линиями заведует муниципальное правительство Токио (Тоэй). В 23 административных районах Токио - 224 станции метро, в среднем по одной станции на 1,66 кв.км. столичной территории. Конечно же, в центральных районах города некоторые линии сходятся и пересекаются, так что станции находятся ещё ближе друг к другу.
Такое большое количество линий, как правило, позволяет подъехать достаточно близко к нужному месту. Можно пересаживаться с одной линии метро на другую или с линий метро на пригородные поезда частных компаний и поезда JR. Это делает пригородные поездки удобным, за тем лишь исключением, что конфигурация сети и переходы между линиями извилисты и запутаны. Издан целый ряд справочников с рекомендациями по пересадкам с одной линии на другую в этой удобной, хотя и запутанной сети метро.
Токийская станция Синдзюку (新宿) является крупнейшей в мире, только несколько других, расположенных в Токио и ряде крупных городов, немногим уступают ей. Найти конкретную линию или выход в часы пик бывает трудно, особенно для незнакомого с городом человека с тяжелым багажом. Поэтому лучше заранее перед высадкой выяснить, какой выход, имеющий название или номер, наиболее подходит вам. Указатели на английском языке есть не на всех станциях или они не всегда понятны.
Например, я помню, как первый раз оказался на станции Токио, где мне надо было сделать пересадку с метро на синкасэн. Я вышел с метро на втором этаже станции (всего станция имеет 5 этажей). Посмотрев схему, понял, что мне надо подняться на 1 этаж – на третий. Хорошо, что у меня в запасе был час. Через 30 минут безуспешных попыток попасть со 2 на 3 этаж я сдался и обратился к полицейскому. Он, мило улыбнувшись, сделал вид, что понял меня и стал показывать на эскалатор ведущий вниз на первый этаж. В течении еще 5 минут я пытался объяснить ему, что мне надо попасть на 3 этаж. В конце концов, я догадался достать билет на синкасэн и показал его полицейскому. Он, опять мило улыбнувшись, жестами показал следовать за ним вниз. Я сдался на волю победителя и поехал на эскалаторе вниз, за улыбающимся полицейским. При этом мозг судорожно пытался просчитать оставшееся до отхода синкасэна время. Какого же было мое удивление, когда спустившись вниз, полицейский подвел меня к соседнему эскалатору и мы поехали наверх! Этот эскалатор вывез нас прямо к синкасэну. Но полицейский, очевидно поняв, что перед ним «особо тупой русский», проводил меня прямо до моего вагона и не успокоился и не ушел, пока я не сел на свое место.
Некоторые новые станции, например станция Киото оборудована для нужд туристов, как японских, так и иностранных; в большинстве мест, посещаемых туристами, гостям стараются помочь.
Линии синкансэн четко обозначены даже на крупных станциях, остальные линии имеют цветные обозначения.
Желтые нашлепки на полу должны помогать ориентироваться слепым, однако они представляют проблему для чемоданов с колесиками, так же как и отсутствие последовательно размещенных эскалаторов. Учтите, что поезда, особенно синкансэн, делают только короткие остановки, чтобы выдержать график движения.
Поэтому следует вставать в очередь на некоторых платформах: ориентируйтесь по отметкам на полу напротив каждой двери вагона.
Могут также быть указатели номеров вагонов с зарезервированными местами. Это очень и очень удобно – на перроне не собирается дикая толпа, а все стоят за желтой линией, точно у того места, где будет именно ваша дверь!
Местами линии метро совпадают с пригородными линями (часто - "частными", а не JR). Кстати, возможно, этим объясняется тот факт, что многие "частные" линии - подземные, например, линия компании Kintetsu от Киото до Нара.
Стоимость проезда в метро сравнима со стоимостью наземного городского транспорта (например, в Токио - от примерно 100 рублей и выше, в зависимости от расстояния; кстати, в Нью-Йорке проезд в метро стоит ровно столько же). Система оплаты такая же, как и на электричках (магнитный билетик на входе и на выходе). Эскалаторы, естественно, тоже левосторонние (стой слева, проходи справа!) Метро выгодно отличается от ж.д. тем, что на каждой станции можно легко получить бесплатные схемы и даже расписания.
Метро открыто с 5:00 утра до 1:00 ночи.
Вопреки распространённому среди российских туристов мнению, что японское метро очень запутано, возьму на себя смелость утверждать, что это не так. Дело в том, что метро и железные дороги увязаны в единую систему таким образом, что, купив один билет, можно ехать до станции назначения, пересаживаясь при необходимости с поезда метро на электричку и обратно, не покупая для этого нового билета. Даже внешне электрички и поезда метро практически не отличаются друг от друга.
Различие часто лишь одно – цвет полосы, которая нарисована на вагонах. Например, если Вы хотите сесть на линию метро, которая на схеме обозначена зелёным цветом, то надо искать поезд с зелёной линией на борту, платформу искать по указателям зелёного цвета и не ошибиться с направлением. То же самое и с электричками JR.
При первом рассмотрении, например, схемы токийской подземки, на которую наложена схема движения электричек JR (Japan Railroad) производит впечатление хаотичного переплетения разноцветных линий. Всё это сбивает с толку россиянина, который привык к тому, что метро отдельно, а электрички отдельно.
Просто не пытайтесь понять, где электричка, а где поезд метро, возьмите схему и ориентируйтесь по цвету линий.
Как купить билет.
На каждой станции можно увидеть большие карты схемы движения поездов JR (электричек) и метро, на схеме рядом с названием станции – стоимость проезда.
Около схемы – большая таблица, где в алфавитном порядке указаны все доступные станции в зоне, напротив названия станции написана стоимость проезда.
Найдите необходимую Вам станцию на схеме или в таблице, поймите, сколько стоит проезд.
Стоимость проезда зависит от дальности поездки.
Запомните стоимость проезда.
После этого подходите к кассовому аппарату, он выглядит как небольшой телевизор рядом с которым щель для приёма монет и купюр.
На экране телевизора – сенсорные клавиши, указывающие разные стоимости поездки, наберите стоимость Вашей поездки и опустите деньги или купюры.
Билет и сдачу аппарат выдаёт автоматически.
Для входа на платформу необходимо пройти через турникет.
Для этого опускайте в турникет купленный в автомате билет и не забудьте его забрать, когда турникет его автоматически вернёт. На станции назначения для выхода с платформы нужно будет пройти через ещё один турникет, для чего в турникет опускаете билет, который не потеряли до конца поездки. На этот раз билет к Вам не возвращается и вы свободно выходите.
В некоторых поездах световые табло показывают название следующей станции иероглифами и по-английски. Голосом название станций объявляют всегда, но с непривычки можно и не понять - считайте остановки или спросите у кого-нибудь из пассажиров.
Если Вы по пути решили изменить свой маршрут и выйти на другой станции, выходить в город нужно не через турникет, а мимо окошка служащего станции, отдать свой билет и доплатить, если нужно.
Если Вы не знаете точно, какая станция именно Вам нужна, купите самый дешёвый билет и спокойно отправляйтесь в путь – доплатите на выходе.
В часы пик японское метро очень похоже на московское:
Продолжение следует!
Дочитали до конца?
Очень Вам признателен!
А ваш ЛАЙК, коммент
или ссылка на этот пост в соцсетях,
отличная для меня мотивация,
СПАСИБО!
Гордеев Сергей Николаевич
Свердловская обл., Белоярский р-н, с. Кочневское ул. Садовая 33
тел.: 8 902 444 23 35
Ник «FERMER»