В одном из предыдущих материалов я описал подход, который можно использовать для проведения быстрого аудита бизнеса и поиска основных проблем. В этом тексте слово "гипотеза" встречается чаще, чем актер Александр Петров в российском кино.
Выдвижение гипотез -- полезная интеллектуальная практика сама по себе, но без активных действий сравнима с написанием стихов в стол.
Каждая стоящая гипотеза требует проверки. У каждой проверки есть измеримый результат.
Один из самых простых и понятных методов тестирования -- проверка с помощью HADI-циклов. После этого обычно люди закрывают статью и начинают читать что-то более привычное про внебрачного сына Алла Пугачевой, симптомы рака яичек или рак яичек внебрачного сына Аллы Пугачевой.
Но бояться тут совершенно нечего, HADI - - всего лишь акроним, который описывает этапы одного цикла.
Гипотеза(Hypothesis):
Предполагаемое изменение, влияющее на экономику проекта.
Действия(Actions):
Действия, необходимые для проверки. Например: замена текстов на сайте.
Данные(Data):
Измерение необходимых показателей для оценки гипотезы. Например: конверсия в заявку.
Выводы(Insights):
Если гипотеза подтвердилась -- масштабируем, если нет -- отсеиваем, но не забываем зафиксировать результат тестирования.
Пример:
В табличном виде документ выглядит предельно просто:
При планировании можно дополнительно задать шкалу сложности реализации. Это позволит сразу отмести гипотезы, тестирование которых потребует от нас слишком больших усилий/ресурсов.
На этапе подготовки гипотез Данные(Data) и Выводы(Insights) можно заменить на Метрики(Metrics) и Прогноз(Forecast) следующим образом:
Например, гипотеза "Подключение платежной системы(безналичной оплаты) повысит конверсию в оформление заказов на 1,5%" будет выглядеть так:
Условия проведения HADI-цикла:
- Количество гипотез
В рамках одного цикла можно тестировать несколько гипотез, но влияющих на разные метрики. Иначе будет сложно определить какое из действий повлияло на результат.
- Выборка
Как при проведении практически любого исследования размер и качество выборки играют важную роль. Нет смысла тестировать гипотезы на ограниченном количестве пользователей, часть из которых, например, ваши любимые родственники.
- Сроки
Стандартный цикл тестирования: одна неделя.
Для среднестатистической российской компании это совершенно немыслимая скорость, потому что в большинстве случаев у нас неделю утверждают дизайн поста с подписью “А вы как провели это утро?”.
- Цикличность процесса
Протестировали один набор гипотез, сделали вывод и сразу же начали тестировать новый.
Мне очень нравится этот метод простотой использования и, скажем так, омолаживающим эффектом. Потому что дает проекту совершенно другую энергию, динамику. И самое главное -- при правильном подходе быстрые результаты. Как-будто в ослика Иа внезапно вселился и Усэйн Болт.
Подписывайтесь на Маркетинг для своих, чтобы ничего не упустить. Места ещё есть:)
Если вам нужны шаблоны для проведения HADI-цикла из статьи -- напишите мне или оставьте комментарий.