Найти тему
Вечерний Лошманов

Зачем и кому нужен рейтинг «50 лучших ресторанов мира»

Оглавление

В этом году сразу 5 российских ресторанов попали в список The World's 50 Best Restaurants.

White Rabbit передвинулся с 15-го места на 13-е, Twins Garden взлетел с 72-го на 19-е, Selfie поднялся с 70-го на 65-е. Это всё московские, а два петербургских, Harvest и «Кококо» оказались на 92-м и 104-м местах соответственно.

Кстати, чуть не забыл: я взял для «Москвича» интересное интервью у братьев Березуцких, шефов Twins Garden.

(Для человека, который узнаёт об этом рейтинге впервые, это выглядит немного шизофренически: как может быть 104-е место в списке 50 лучших? А вот так, об этом ниже.)

В соревнованиях побеждают только те, кто в них участвует. Если вы хорошо бегаете, но не участвуете в чемпионатах мира по легкой атлетике, чемпионом не станете никогда. Точно так же в топ-50 попадают те рестораны, которые хотят там оказаться.

Давайте попробуем разобраться в том, как устроена эта гонка.

Для иллюстрации я снял, как праздновали успех в московских ресторанах.

Почему в списке «50 лучших ресторанов мира» в этом году 120 ресторанов?

Главный спонсор рейтинга — итальянская вода San Pellegrino. А точнее — межконтинентальная корпорация Nestlé, которой эта марка принадлежит. Кто платит, тот заказывает музыку: San Pellegrino в этом году 120 лет, вот список и расширили.

Но и в предыдущие годы топ-50 на самом деле был топ-100. Верхняя половина — это сливки сливок, а нижняя подогревает интерес к происходящему.

(Вы удивитесь, но рейтинг «50 лучших баров мира» тоже спонсирует Nestlé.)

Анатолий Казаков, шеф ресторана Selfie.
Анатолий Казаков, шеф ресторана Selfie.
Объявление нижней половины списка совпало с заранее запланированным в Selfie совместным ужином Анатолия и португальского шефа Педро Бена Баштуша.
Объявление нижней половины списка совпало с заранее запланированным в Selfie совместным ужином Анатолия и португальского шефа Педро Бена Баштуша.
Закуска португальца, мини-крокеты из трески. Понятно, гастрольное меню, но, по моему скромному мнению, Казаков готовит в сто раз лучше.
Закуска португальца, мини-крокеты из трески. Понятно, гастрольное меню, но, по моему скромному мнению, Казаков готовит в сто раз лучше.

Как устроено голосование?

Рестораны выбирают члены так называемой «Академии»: журналисты, фудрайтеры, шефы и рестораторы, а также «много путешествующие гурманы».

Весь мир разбит на 26 регионов (где, например, есть регион «Россия, Центральная Азия и Восточная Европа», а есть регион «Бразилия»). В каждом регионе — 40 голосующих, четверть из которых ежегодно меняется.

Все они голосуют тайно и могут проголосовать за 10 ресторанов, в которых были в последние полтора года. Из них как минимум 4 должны находиться не в их собственном регионе.

Если ты шеф или ресторатор, то не можешь голосовать за свои проекты.

Да, ещё гендерное равенство: в «Академии» равное число мужчин и женщин.

Голосование будто бы объективное, но, если приглядеться, это только видимость.

Во-первых, состав «Академии» остаётся тайной для публики, а следовательно, может быть предметом манипуляций.

Во-вторых, все 40 «академиков» одного региона могут включить в свои списки по 6 ресторанов из своего региона, потому что у них есть на это право.

В-третьих, голосующие расставляют рестораны в порядке предпочтительности. Но остается неизвестным, влияет ли положение ресторана в личном рейтинге «академика» на его оценку в целом. То есть, условно говоря, считается ли первое место за 10 баллов, а десятое — за один, либо все 10 ресторанов получают по баллу. В первом случае у «Академии» в распоряжении 57200 возможных баллов, во втором — 10400.

Наконец, в-четвёртых, голосование основано на полном доверии к голосующему. «Академия» не проверяет, действительно ли «академик» был в тех ресторанах, за которые голосовал.

Братья-близнецы Иван и Сергей Березуцкие принимают поздравления в Twins Garden.
Братья-близнецы Иван и Сергей Березуцкие принимают поздравления в Twins Garden.
Цветы в честь 19-го места. Ресторан братьев находится на месте ресторана Анатолий Комма «Варвары», который тоже был в топ-50, но это не спасло его от закрытия.
Цветы в честь 19-го места. Ресторан братьев находится на месте ресторана Анатолий Комма «Варвары», который тоже был в топ-50, но это не спасло его от закрытия.
Помидоры в помидорной воде, очень вкусная закуска, одна из многих, которыми угощали братья.
Помидоры в помидорной воде, очень вкусная закуска, одна из многих, которыми угощали братья.

Как попадают в рейтинг?

Список всемирный, поэтому нужно, чтобы о ресторане узнали члены «Академии» из других регионов.

Самый простой способ сделать это — взять их и к себе в ресторан привезти.

Привозами возможных членов «Академии» в той или иной степени занимаются практически все рестораны, входящие в топ-50, и практически все, что хотят в него попасть. Возможных — потому что никто (будем надеяться на лучшее) до конца не уверен, что тот или иной человек входит в этом году в жюри.

Если шеф утверждает, что никого к себе не привозит, то это может быть правдой. Просто в этом случае привозами могут заниматься государственные агентства по туризму, заинтересованные в продвижении своей страны как туристического направления.

Действительно ли это 50 лучших ресторанов мира?

Исходя из всего вышеперечисленного, вы теперь сами понимаете, что вовсе необязательно.

Успех ресторана White Rabbit (и вообще российских ресторанов) широко отмечался в «Сахалине», другом ресторане White Rabbit Family.
Успех ресторана White Rabbit (и вообще российских ресторанов) широко отмечался в «Сахалине», другом ресторане White Rabbit Family.
Справа — Владимир Мухин, шеф White Rabbit. Слева — шеф питерского Harvest Дмитрий Блинов. А сразу за ним — шеф «Кококо» Игорь Гришечкин.
Справа — Владимир Мухин, шеф White Rabbit. Слева — шеф питерского Harvest Дмитрий Блинов. А сразу за ним — шеф «Кококо» Игорь Гришечкин.
Алексей Когай, шеф азиатского направления «Сахалина», разделывает варёную голову тунца для тако на салатных листьях.
Алексей Когай, шеф азиатского направления «Сахалина», разделывает варёную голову тунца для тако на салатных листьях.

Кому же и зачем нужен этот рейтинг?

Для компании William Reed Business Media, основавшей премию, это источник спонсорских денег.

Спонсорам он нужен для реноме и рекламы.

Журналистам рейтинг нужен и как способ выбрать, о ком писать, и как удобный мем-инструмент. Достаточно в скобках написать, что ресторан занимает такое-то место в списке лучших в мире, как вроде бы понятно, что можно больше ничего о нём и не говорить.

Для рестораторов и шефов рейтинг тоже инструмент — инструмент маркетинга. Попадание в топ-50 может увеличить количество бронирований в несколько десятков, а порою и тысяч раз. О ресторане узнают во всем мире, о нём начинают больше писать журналисты, о шефах снимают телепередачи и фильмы. Впрочем, гарантии коммерческого и общественного успеха список не даёт. Некоторые рестораны попадают в топ-50, но на следующий год берут и закрываются. А заработок шефам приносят зачастую не рестораны из списка сами по себе (они могут быть убыточны), но гонорары за международные гастроли.

Ну а для большинства потенциальных гостей ресторанов список становится помощником в статусном потреблении. Сейчас даже куда более эффективным, чем какой-нибудь там «Мишлен»: трёхзвездочных ресторанов на свете много, а лучший в мире — один.

Кстати, с этого года рестораны, занимающие первое место, автоматически выбывают из дальнейшего соревнования и отправляются во внеконкурсный зал славы «The Best of the Best».

В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — другие истории про самую разную еду. А пока можно посмотреть мой фильм про Владимира Мухина, чей ресторан White Rabbit в этом году на 13-м месте, или почитать про то, зачем и кому нужны барменские конкурсы. Подписывайтесь!

А завершает сегодняшний выпуск инструментальная композиция гвинейского ансамбля Quintette Guinéenne «Douga». Спокойная такая.