Во-первых, я думаю, что Кафка это реально неплохое имя)) а еще лучше это звучит как название кофейни, где очень крепкий эспрессо подают. В книге много явных и неявных философских, окутанных японским колоритом, отступлений. Они говорят о познании себя, окружающего мира и взаимосвязи между двумя этими жизненными составляющими. Возможно, выписывая цитаты отдельно, я смогу взглянуть на них с другой стороны.
"Иногда судьба похожа на песчаную бурю, которая все время меняет направление. Хочешь спастись от нее - она тут же за тобой. Ты в другую сторону - она туда же. И так раз за разом, словно ты на рассвете втянулся в зловещую пляску с богом смерти. А все потому, что эта буря - не то чужое, что прилетело откуда-то издалека. А ты сам. Нечто такое, что сидит у тебя внутри. Остается только наплевать на все, закрыть глаза, заткнуть уши, чтобы не попадал песок, и пробираться напрямик, сквозь эту бурю. Нет ни солнца, ни луны, ни направления. Даже нормальное время не чувствуется. Только высоко в небе кружится белый мелкий песок, который, кажется, дробит твои кости. Вообрази себе такую бурю.
Ты, конечно же, выберешься из этой жестокой песчаной бури. Метафизическая, абстрактная, она тем не менее, словно тысячей бритв, немилосердно кромсает живую плоть. Сколько людей истекают кровью в этой буре? Твое тело тоже кровоточит. Течет кровь - теплая и красная. Ты набираешь ее в ладони. Это и твоя кровь, и чужая.
Когда буря стихнет, ты, верно, и сам не поймешь, как смог пройти сквозь нее и выжить. Неужели она и впрямь отступила? И только одно станет ясно. Из нее ты выйдешь не таким, каким был до нее. Вот в чем смысл песчаной бури."
"Совершенство находит свое воплощение лишь благодаря безграничному нагромождению несовершенств."
"Природа - вещь неестественная, а в спокойствии заключена угроза."
"Тебе чего-то очень хочется, но, с другой стороны, ты изо всех сил стараешься от этого уклониться."
"Когда человек очень сильно чего-то хочет, ничего не получается. А когда пытается избежать чего-то, оно обязательно происходит."
"В греческом театре всегда был хор, который располагался на сцене позади актеров. Хор комментировал действие, передавал внутренний мир персонажей, временами горячо убеждал их в чем-то. Мне иногда кажется, что неплохо было бы иметь за спиной такую группу поддержки."
"Счастье - это притча, а несчастье - история.
"Она и сейчас улыбается. Получается очаровательно, но ее улыбка ограничена - и в пространстве, и во времени. А за ней - невидимая высокая стена. Эта улыбка, которая никого никуда не зовет."
"Даже если у тебя на роду написано, что все твои решения и усилия - напрасный труд, все равно: ты - это ты, и никто другой. Совершенно точно. Остаешься собой и движешься вперед. Не беспокойся."
"Не человек выбирает судьбу, а судьба - человека"
"На дне вулканического озера, куда мы погружались, было тихо. Вулкан спал уже много лет. В озере, как мягкая грязь, копилось одиночество. Слабый свет, проникавший через толщу воды, расползался вокруг белесыми пятнами, словно обрывки воспоминаний о давно минувших днях. На дне признаков жизни я не заметил. Сколько времени она смотрела на меня... или на то место, которое я занимал? Время потеряло установленный ход. Здесь оно может растягиваться и останавливаться, откликаясь на порывы души."
"Если оболочку и внутреннее содержимое местами поменять... то есть рассматривать оболочку как внутреннее содержание, а внутреннее содержание считать оболочкой, то как-то легче понять смысл нашего существования."
"Вот представь: сидит птичка на веточке. Ветка сильно раскачивается на ветру. А вместе с ней ходит ходуном все, что попадает в поле зрения птички. Ей приходится головой водить - вверх-вниз, вверх-вниз. Приноравливаясь к колебаниям ветки. Страшно утомительное дело, тебе не кажется? Жить так - все время тряся головой в такт качающейся ветке, на которой сидишь. Но птицы привыкают. Для них это совершенно естественно. Они делают это совершенно бессознательно, поэтому не устают так, как мы себе представляем. Но мы-то люди и, бывает, устаем.
- Значит, вы на веточке сидите, Саэки-сан?
- В каком-то смысле. И ветер временами дует очень сильно."
"Принцип лабиринта лежит внутри тебя. Это внутренняя сторона человека, которая соотносится с хитросплетениями того, что лежит на поверхности."
"Твои внешние проявления - отражение того, что лежит внутри тебя, и наоборот. Поэтому нередко, вступая в лабиринт своих внешних проявлений, ты попадаешь в лабиринт внутри себя. И часто это бывает очень опасно."
"Идя по лесу, я чувствовал, что за мной кто-то подсматривает и подслушивает. Наблюдает. Скрытые из виду, они, затаив дыхание, следили за мной. Откуда-то издалека прислушивались к моим звукам. Гадали, куда я направляюсь и с какой целью. Но я по мере сил старался о них не думать. По всей вероятности, это плод моего воображения, иллюзия, а иллюзии, чем больше о них думаешь, имеют свойство множиться, приобретать более выраженную форму. И может статься, перестают быть иллюзиями."
"Я чувствовал, как, словно в калейдоскопе, меняется запечатленный в моем теле узор. А вместе с ним перестраивается и шифр, трансформируется метафора. Я как бы покидал собственное тело, поднимался над землей. Превращался в бабочку и, трепеща крылышками, порхал по кругу над распростертым внизу миром. За пределами круга лежало пространство, где сливались в одно целое пустота и сущность. Где прошлое и будущее образовывали бесконечную петлю. Там блуждали никем не расшифрованные знаки и символы, никем не услышанные звуки.
Душа еще до конца не обрела себя. Но страха в ней не было."
"Мы все лишаемся чего-то большого, теряем что-то. Редкий случай, важную возможность, чувства, которые потом не воротишь. В этом часть жизни. Но где-то в голове - скорее всего, в голове - есть маленький закуток, где все это хранится как память. Как книги на полках в нашей библиотеке. Чтобы отыскать, что у нас в душе, для этого закутка надо составлять картотеку. В нем нужно убираться, его нужно проветривать, менять воду в цветах. Другими словами, ты всю жизнь проводишь в собственной библиотеке."