После прихода в 1917 году к власти Большевиков и образования страны Советов атеизм стал одним из главных элементов советской идеологии и активно поддерживался партийными органами, которые считали духовенство пережитком прошлого, мешающим советским гражданам строить коммунистический рай.
Новая власть устроила активную борьбу с религиозными учреждениями, прежде всего с православной церковью, которая рассматривалась как крупнейший рассадник соперничающей идеологии и царизма. Жителям молодого социалистического государства активно прививали новую "красную религию" и конкуренты власти были ни к чему.
В целях пропаганды среди населения с 1922 года стала издаваться газета «Безбожник», в большом количестве выпускались антирелигиозные плакаты. Были закрыты все духовные учебные заведения, прекращено издание религиозной литературы. У церквей были изъяты все ценности, храмы стали массово закрывать.
Если в 1914 году в Российской империи насчитывалось около 75000 приходов, то к 1939 году их осталось примерно сто. Многие церкви были разрушены, в т.ч. и Храм Христа Спасителя в Москве, на месте которого планировали построить громадный Дом советов со 100-метровой статуей Ленина на крыше. В помещениях храмов организовывали клубы для молодежи с танцами, открывали фабрики или использовали их как зернохранилища.
Те, кого замечали за процессом покраски яиц или на крестном ходу, выгоняли с работы или исключали из колхоза, и семье приходилось жить впроголодь. Вскоре даже дети прекрасно знали: о том, что дома пекли куличи, никому говорить нельзя. Некоторые перед Пасхой даже боялись держать дома яйца.
В Пасхальную неделю и иные большие религиозные праздники проводились массовые мероприятий с обязательным присутствием: ленинские субботники, спортивные соревнования, эстафеты. Были и массовые шествия с чучелами священников, которые потом предавали огню.
В то же время шла и естественная атеизация населения. Люди массово переезжали из деревень в города, где влияние традиций было гораздо слабее, а общественный контроль за соответствием коммунистическому облику строже.
Помимо антицерковной пропаганды госорганами, в частности НКВД, в 1920е-1930е осуществлялись массовые аресты и преследование священнослужителей всех религий за ведение антисоветской пропаганды.
На антицерковную пропаганду в СССР выделяли огромные ресурсы; в каждом районе ответственные партработники отчитывались о принятых антипасхальных мерах и о снижении числа прихожан в церквях.
Отношение власти к религии потеплело с приходом к реальной власти Сталина, особенно во время Отечественной войны, когда потребовалось объединение всего общества. После войны до начала 50х годов антицерковный гнет ослаб. Это может быть связано с тем, что после победы в войне начался мощный экономический рост советской страны. Уровень жизни населения из года в год увеличивался, была уверенность, что завтрашний день будет еще лучше. Людям не было нужды верить в церковные сказки о рае на небе, ведь они видели реальные перспективы счастья на земле.
С приходом к власти Хрущева вновь набирает обороты антицерковная кампания. На фоне технических достижений СССР в области науки и космонавтики в 1960х религия стала удобной демонстрацией дремучести противников коммунизма. Самым популярным аргументом того периода было то, что Гагарин взлетел в космос максимально высоко, но бога так и не увидел.
Чтобы крестить ребенка, родителям приходилось ехать в отдаленную деревню подальше от города. Ношение религиозных символов в школе и на работе также было недопустимо.
Чтобы удержать верующих дома в пасхальную ночь, по телевидению ближе к ночи обязательно демонстрировали крутой западный фильм с Аленом Делоном либо "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады" с концертами западных поп, а иногда даже рок-звезд.
После прихода к рулю Брежнева и до самой Перестройки борьба советского режима с религией приобрела почти формальный характер. Пропаганда велась в основном в школе, где рассказывали о вреде религии, и не столь активно и настойчиво. Все шло как бы по инерции.
Переломным моментом стало празднование в разгар Перестройки 1000-летия крещения Руси в июне 1988 года, которое официально отмечалось в СССР. В честь торжества Московскому патриархату был передан Даниловский монастырь и другие обители. Празднование широко транслировалось по центральному телевидению. Таким образом Президент СССР Михаил Горбачев пытался показать народу реальный пример перестройки общества, чтобы укрепить свой авторитет и смыть клеймо "империи зла".
После праздничных торжеств в СССР начали открываться и реставрироваться храмы, значительно упрощены правила регистрации приходов. В прессе стали освещать религиозные вопросы, на телевидении появились христианские передачи. Религиозные деятели стали принимать все более активное участие в жизни общества и становиться неотъемлемой ее частью.
✔️ Подписывайтесь, чтобы видеть в дзен-ленте мои новые статьи!
👍 Ставьте лайки, комментируйте!