Найти тему
Секреты Старого Китая

Немного размышлений об одинаковости самбо, дзюдо и циньна

Наконец, решен вопрос о системе самозащиты без оружия для Красной армии. Красная армия выбирает дзюдо.
В.С. Ощепков, "Акклиматизация дзюдо"

В рамках цикла статей про искусство циньна у читателей возникает регулярное замечание:

Что циньна, что самбо, что дзюдо и т.п.- всё это одно и тоже!

Не могу не согласиться с этим утверждением, ибо мы живем в одном и том же, общем для всех измерении, где обычно у нас одна голова и туловище, две руки и две ноги, да и суставы работают одинаково.

С другой стороны, самбо - произошло во многом от дзюдо, дзюдо в свою очередь от джиу-джитсу. А оно, уже в свою очередь, возникло примерно в периоде Сэнгоку из ушу с сочетании с японской борьбой сумо, тоже возникшей из китайской же борьбы сянпу. Таким образом, что циньна, что самбо, что дзюдо - всех их объединяет хоть и далёкое, однако общее китайское происхождение.

Есть ещё одно общее у этих трех систем. Они возникли в период, когда очередной виток развития огнестрельного оружия выводит его уже на новый качественный уровень, вынося окончательный вердикт холодному длинноклинковому и тем более - древковому оружию.

Японские  девушки осваивают новые технологии
Японские девушки осваивают новые технологии
-3

Да, сабли, мечи-дао и катаны еще проявят себя даже во Второй Мировой, однако их время вышло, пистолеты и револьверы давали совсем иной уровень оперативности и эффективности как личного оружия.

Классическая техника ушу для дао и копья была легко перенесена на куда более современное оружие
Классическая техника ушу для дао и копья была легко перенесена на куда более современное оружие

Но для вдумчивого читателя я бы предложил по-размышлять немного об ином, о различии в этих системах. Оно заложено в целях создания. Здесь важно вспомнить о том, для чего создавалось дзюдо, какие цели ставил для своего детища Дзигоро Кано? Именно стремление наполнить традиционные японские искусства непривычным, новым содержанием, направленным на самосовершенствование занимающегося.

После реставрации Мэйдзи традиционные будо переживали далеко не лучшие времена
После реставрации Мэйдзи традиционные будо переживали далеко не лучшие времена

Это отражено и в названии, где используется понятие Путь (до) противопоставляя его грубой Технике (дзюцу). Именно гуманистический подход Кано с введением ограничения на наиболее опасные техники из дзю-дзюцу в итоге позволил сделать его систему массовой. Благодаря включению в программу обязательного физвоспитания средней школы. Как и кэндо, кстати, которое создавали для нужд образования из традиционного фехтования как безопасную физкультуру и спорт.

И цели были вполне понятны:

  • развивать разум и тело;
  • укреплять волю через строгие тренировки;
  • ценить вежливость и честь;
  • всегда стремиться к самосовершенствованию.

Цели хорошие и нужные. В рамках системы воспитания человека. Но не совсем годные для развития навыка уничтожения себе подобных.

Введение защиты и относительно безопасного заменителя оружия существенно увеличило количество занимающихся
Введение защиты и относительно безопасного заменителя оружия существенно увеличило количество занимающихся

Если говорить о нашем самбо, то там были две цели развития: спорт для широких масс населения и система подготовки для правоохранительных органов. Собственно те же задачи ставились и при разработке искусства циньна. Вот только исходники были разные. Циньна основывалось на техниках Старого ушу, цель которых изначально была предельно проста:

Нанести максимальный вред противнику, исключая возможность дальнейшего продолжения каких-либо активных действий с его стороны.

Просто говоря, та техника, что сейчас, например, представляет собой болевой на сустав, раньше ломала этот сустав. Мелочь вроде бы, различие при исполнении в мелких деталях, но вот в конечном результате - огромная разница! А для нарождающейся полиции Китайской Республики или Советской милиции при задержании необходимо было уже руководствоваться нормами законности, а не стремиться покалечить оппонента. Ибо только суд определит меру его виновности. Если он виновен. А если нет? Правомерно ли ломать ему руки-ноги?

Кроме того, напоминаю, что самбо истоки свои ведёт из системы, изначально разработанной под воспитательные, гуманные цели, а никак не для членовредительства. Тут сразу вспоминается постановление Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту № 633 «О развитии борьбы вольного стиля (самбо)»:

Борьба вольного стиля в СССР, сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза (Грузинской, Таджикской, Казахской, Узбекской, Киргизской, Татарской, Карачаевской) и некоторых лучших приёмов из других видов борьбы, представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и оборонному значению вид спорта.
Принимая во внимание оборонное значение борьбы вольного стиля, включить в комплекс норм ГТО II ступени, как одну из зачётных норм, для мужчин спортивную борьбу, для женщин комплекс самозащиты, на основе борьбы вольного стиля.

Может создатели системы хорошо понимали особенности происхождения от мирного дзюдо, и стремились расширить возможности новой борьбы вольного стиля?

Кто знает... Есть тут о чём поразмыслить тёплым летним вечером в тени виноградных листьев южного берега Крыма.

Китайцев ведь тоже хватало в рядах Красной Армии
Китайцев ведь тоже хватало в рядах Красной Армии

А для дополнения к размышлениям, предлагается немного раритетного видео из личного архива Иосифа Линдера.

На видео можно посмотреть международный семинар 1988 года, где технику показывали:

  • Зигхвард Вайс (Германия);
  • Франц Штраус (Австрия);
  • Владо Шмидт (Германия);
  • Роберт Кларк (Англия);
  • Гюнтер Биегерт (Германия);
  • Ауво Нииникетто (Финляндия);
  • Келемен Иштван (Венгрия);
  • Джони ван Симпсон (Бельгия).

Продолжение следует?...

Дзюдо
6360 интересуются