До рези набрякли веки
и стиснута голова,
когда в носовом отсеке
почти шестьдесят два,
и дома потом не скажут,
как скачет давленье, но
тянут всем экипажем,
мотают морскую пряжу
на дизель-веретено.
Вернутся ли к выпускному?
Что выберут сыновья —
Нахимовку? Будет снова
недели считать семья.
Уже на атомоходах,
и на плечах лежит
в арктических стылых водах
без неба по трети года
полярный ледовый щит.
Мы помним в тех переборках
пылающий медью глаз.
Мы знаем, как это горько —
принять: он погиб за нас.
Авралы и перегрузки,
за други своя, по-русски,
и вдовье без них житьё.
Десятая часть на “Курске”
была из моих краёв.
И выбиты на граните
их чёрных как море плит
подлодки. А кто хранитель
наследия тех, кто спит
на водах Кольского Спаса,
у Севера на груди?
Пол выпускного класса
в училище ждут приказа,
чтоб в океан уйти.
Послесловие
Среди 14 погибших в аварии 1 июля два офицера — выпускники СВВМИУ. Голландии. У названия есть история, и не мифологическая, а вполне документальная, но сейчас речь не об этом.
В СССР военно-инженерных училищ, которые готовили специалистов для флота, было меньше, чем военвузов для командного состава, всего четыре. И три из них, располагавшиеся в Ленинграде и его окрестностях, теперь после слияния именуются Военно-морским политехническим институтом. Но они занимались кораблестроением, силовым установками для надводных кораблей и электроникой (в тонкости вдаваться не буду).
Единственным училищем, в котором прошли подготовку все специалисты атомного подводного флота страны до середины девяностых, была Голландия.
И когда говорят об ущербе, нанесённом Украиной после прихватизации полуострова, оценивать надо не только потери самого Крыма, а потери для России в целом. Потому что Украина закрыла Голландию: перепрофилировала в гражданский институт, мало что общего имеющий с былой славой, кроме стен самого большого здания в Европе да плаца, на котором смело можно устраивать взлетно-посадочную полосу.
Двое из четырнадцати погибших учились в СВВМИУ.
А до этого девять из семнадцати севастопольцев в числе ста тридцати на "Курске".
Каждый седьмой в обоих случаях — севастополец. Ибо севастопольцами становятся не только родившиеся и жившие в городе, но и служившие здесь Отчизне.
Каждый седьмой — это как если бы в Российской Федерации севастопольцев было бы не полмиллиона, а... посчитайте сами.
Вот эти пропорции и могут сказать об истинном значении Севастополя как базы Черноморского флота огромной страны. Ведь база — это не только корабли, береговые укрепления и боезапас. Это люди. На них держится всё.
На каких людях держалась сложнейшая подводная техника во времена СССР?
"Здравствуй, гость… Если ты не знаешь, что такое СВВМИУ, если у тебя не забилось учащенно сердце при словах «…следующая — порто-пункт «Голландия», если ты никогда не слышал о Крастелеве и Саркисове, а выражения «мица» или «Борт-70» вызывают у тебя недоумение, то ты и в самом деле случайный гость здесь…
Если же от этих слов в твоей душе что-то встрепенулось, повеяло молодостью и нахлынули воспоминания, то ты - дома, ты - среди своих…"
www.svvmiu.ru
Но и ты, гость, не спеши уходить. Может быть, тебе будет интересно узнать, где сорок лет ковался цвет корпуса корабельных инженер-механиков атомного подводного флота Советского Союза, того самого «ядерного щита» страны, самого большого в истории подводного ядерного флота?
Тогда ты попал по адресу. Эти страницы посвящены всем выпускникам Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища, которое в далеком 1951 году было образовано указом военно-морского министра СССР под названием 3-го Высшего Военно-Морского Инженерного Училища. Училища, которое разместили в красивейшем и величественном здании Морского корпуса императорского флота России, тем самым исторически связав преемственность поколений моряков, сражавшихся за честь страны в годы первой мировой войны и в напряженно молчаливые годы «холодной войны». Того училища, которое, сделав разменной картой в играх политиков, деливших могучую державу на куски, бесславно погубили в 1992 году.
Но историю нельзя уничтожить и переделать, пока живы те, кто был не только ее свидетелем, но и участником.
Наши выпускники — это те, кто нес вахту в глубинах всех океанов и морей планеты, те, кто рисковал собой на «Хиросиме» и «К-27», те, кто глушил реакторы на «К-219» и погибал на «Комсомольце» и «Курске».
Наши выпускники — это те, кто, будучи верным присяге и долгу, рвал морскую блокаду Кубы в далекие 60-е на дизелях и с гордостью всплывал на Северном полюсе на атомоходах.
Наши выпускники — это те, кто и сейчас несет и еще долго будет нести нелегкую службу на суровых окраинных рубежах страны, передавая свой опыт и знания новому поколению инженер-механиков подводного флота России."
На сайте училища есть страница с именами выпускников, погибших при исполнении долга: http://www.svvmiu.ru/memorial-1.html
И если предать тело земле не удалось, говорят и пишут: взят морем.
Здесь должны появиться и слова о капитанах первого ранга Владимире Абанкине и Андрее Воскресенском.
Обязательно.