Однажды четырёхлетняя девочка, оставшись на пять минут предоставленная самой себе, решила украсить скучный журнальный столик рисунком из ярких и весёлых цветов. Пока родители были заняты домашними делами, девочка преобразила мебель в нарядный арт — объект авангардного толка.
С этой милой истории началось наше интервью с замечательной петербуржской художницей Анной Федотовой, когда она отвечала на наш вопрос: «Как Вы ощутили себя художником? Что явилось основополагающим фактором при этом?»
« Художником ощущаю себя с детства. Художник — это тот, кто создает что-то прекрасное: это и музыкант, и писатель, и скульптор, и дизайнер, и даже ребенок в песочнице. Да! Ребенок прежде всего и есть «Художник».
Как полагает сама автор, тот случай во многом предопределил её судьбу. Родители не просто не стали ругать малышку, но напротив — похвалили и поддержали спонтанное самовыражение творческой натуры ребёнка. А что может быть важнее, нужнее и приятнее для юного таланта, чем искренняя похвала двух самых дорогих людей на всём белом свете?
Примечательно: позже они же проявят дальновидность и настойчивость, не позволившую Анне свернуть с однажды избранного пути, как бы трудно ей не приходилось. По сей день она помнит отцовское внушение, заставившее увлекающуюся и мятежную натуру юной художницы, с успехом окончившей художественную школу и поступившей в Тольяттинский университет, уступить голосу разума: «...бросить сейчас —считай что ВСЕ! Трудно тебе? А кому легко? Ну–ка быстро за кисти и мольберт садись...»
Впрочем, желание покинуть ВУЗ было продиктовано исключительно большими учебными нагрузками и мечтой поскорее отправиться в «свободный творческий полёт».
«Кто ваши учителя? Из преподавателей, из великих предшественников, из деятелей других жанров искусства. Есть ли этапы Вашего становления в творчестве?» Свою «альма-матер» Федотова называет не иначе как «вторым домом» и с благодарностью отмечает:
« Все мои педагоги- замечательные люди. Каждый из них отдавал свою частичку души нам, студентам. Это ощущалось на протяжении всего студенчества и многое дало нам в жизни... Наставник — художник в Санкт-Петербурге Михаил Александрович Едомский ».
С особой теплотой наша героиня вспоминает дипломного руководителя:
«Юлия Николаевна Маслова ... научила верить в себя. Никогда не сдаваться! Я часто вспоминаю её, от её слов мне становится лучше в какие-то тяжелые жизненные моменты...»
Говоря о тех великих предшественниках, чьи работы дарят вдохновение и помогают творить собственную магию живописи, Анна упоминает прерафаэлитов.
"Я люблю прерафаэлитов, обожаю Альфонса Муху, Врубеля, Серова и архитектурные шедевры Антонио Гауди!!!! Акварель люблю. Вдохновение дают потрясающие мастера в акварели — Джозеф Збуквич, Альваро Кастаньет ..."
Истинная любовь художницы принадлежит акварели.
«А акварель сама по себе магическая, полюбила я ее всей душой, хотя в студенческие годы побаивалась ее как-то.. Казалось, что можно испортить, оступиться… Сейчас смелее я стала с акварелью, и вот итог — меня приняли в Союз акварелистов, чему я безмерно рада, но останавливаться нельзя, нужно постоянно трудиться, писать, искать…»
Тема творческого поиска и совершенствования собственного стиля и техники проходит через интервью, что называется, «красной нитью». Пройдя нелёгкий, но столь тепло вспоминаемый ныне путь ученика и будучи педагогом в настоящем времени, главенствующую роль в работе живописца она отдаёт упорному труду, оставляя на долю вдохновения меньшую часть конечного успеха.
Вопрос канала "Живопись: "Анна, на Ваш взгляд наиболее важные качества художника. Какие они?Что нужно человеку, чтобы быть художником, называть себя художником?
«... 90 процентов труда и 10 процентов таланта – это в любой области. Музу не надо ждать, она приходит во время работы! Садись за мольберт и пиши!»
Федотова обожает смешивать техники. И действительно: союз карандаша и линера, дополненный дуэтом «зажигательного» акрила и нежной акварели, дарит море удовольствия от созерцания живых, парадоксально гармоничных композиций. Художнице чрезвычайно важно суметь передать оттенки смыслов, помещённых на полотно или бумагу. Словом, её девиз: умение донести до своего зрителя интересную, живую историю, способную вызвать искренний и живой отклик.
Подводя условную черту под нашим рассказом о творчестве мастера, мы позволим себе несколько вольную аналогию, взяв за основу слова самой героини. Дело в том, что помимо живописи, сердце Анны Федотовой принадлежит также искусству создания духов. Созидая картины, она не довольствуется лишь двухмерным пространством, дополняя живописные полотна ещё одним полноценным измерением. Мир утончённых ароматов порождает новые уникальные ассоциации и переживания.
«Синтез живописи и ароматов придает мне мощный жизненный тонус в этом мире. Очень круто создавать духи и проводить ассоциацию с цветом, например».
Так вот: наша аналогия базируется на расхожем выражении о существовании «сада души», где каждый человек волен взращивать всё, что ему заблагорассудится. Применительно к Анне это выражение должно звучать примерно так: «в садах её души — вечное лето». Лето, полное живых, ярких, тёплых оттенков, где воздух наполнен нежными ароматами цветов.
Традиционный вопрос о творческих планах?
«План такой — жить, творить, любить и мечтать! Еще главное – искриться! Вот это очень важно! Искриться идеями, планами, жизнью! »
Уважаемые наши подписчики и читатели, данной статьей канал "Живопись" продолжает рубрику "Интервью с художником". Все материалы данной статьи являются эксклюзивом канала "Живопись" ресурса Яндекс.Дзен любезно предоставленными и публикующимися с личного разрешения художника Анны Федотовой.