Найти тему
IPQuorum

Как создателям ледовых шоу защищать авторские права на свои постановки

В январе 2019 года тысячи жителей Астрахани увидели ледовое шоу «Снежная Королева», которое якобы было подготовлено серебряным призером Олимпийских игр, чемпионом мира по фигурному катанию Ильей Авербухом и его компанией. Однако качество представления оставило желать лучшего – на организаторов обрушился шквал критики в соцсетях.

В итоге стало известно, что Илья Авербух и его коллеги никакого отношения к постановке не имели. Фигурист говорит, что расследование инцидента длится до сих пор.

Прославленный спортсмен и продюсер уделяет пристальное внимание охране авторских прав на шоу со дня основания своей компании. «Музыка, хореография и сценарий наших шоу зарегистрированы в Российском авторском обществе. Мы всегда рады сотрудничать со всеми, кто хочет использовать наши постановки в своих проектах, – мы уже передавали права на сценарий и хореографию. Нужно быть цивилизованными людьми, а не опускаться до откровенного воровства», – рассказал Авербух ipquorum.ru.

Российские фигуристы – одни из самых востребованных в мире. Их постоянно приглашают участвовать в коммерческих ледовых шоу, поэтому номера особенно нуждаются в правовой охране и защите от копирования.

Статья 1259 Гражданского кодекса РФ гласит, что хореографические произведения, в том числе выступления фигуристов, относятся к объектам авторского права и не требуют специальной фиксации или государственной регистрации в силу закона (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

«Опубликованный в интернете видеоролик будет доказательством того, что фигурист уже совершал конкретное выступление либо оно было в конкретном шоу. Причем это касается не только коммерческих шоу, но и спортивных соревнований. В случае копирования художественных элементов номера организатор шоу, фигурист или хореограф вправе предъявить претензию со стандартными требованиями для защиты интеллектуальной собственности, основные из которых – прекратить использование и выплатить компенсацию. Вопрос о сходстве будет решать суд, а по усмотрению суда – назначенный им эксперт. Истцу целесообразно предварительно провести и собственную экспертизу, что позволит лучше понять, как это будет выглядеть в суде, а также повысит шансы на досудебное урегулирование спора в пользу автора исходного объекта», – объяснил владелец юридической компании «КАТКОВ И ПАРТНЕРЫ» Павел Катков.

Впрочем, многие спортсмены спокойно относятся к заимствованиям и считают это обычной практикой. «Когда фигурист заимствует художественные элементы выступлений другого фигуриста – это нормальное явление, все элементы кто-то когда-то придумал и делал, ничего особенного в этом нет», – заявил ipquorum.ru двукратный олимпийский чемпион Максим Траньков.

Куда болезненнее реагируют артисты из других сфер шоу-бизнеса. Например, в июне 2019 года американская танцовщица Джоджо Гомез обвинила в плагиате хореографа олимпийской чемпионки по фигурному катанию Алины Загитовой. Правда, по словам Павла Каткова, Даниил Глейхенгауз в этой ситуации мог вовсе не извиняться, а «подать иск о защите чести и достоинства».

Несмотря на разные мнения, факты свидетельствуют об одном: копирование постановок в фигурном катании наносит коммерческий и репутационный ущерб создателям ледовых шоу и фигуристам. Без необходимой правовой охраны всегда найдутся злоумышленники, которые будут наживаться на имени прославленного фигуриста или уникальности его постановок.