Как часто пишут авторы материалов на Яндекс. Дзен, «пошел в лес, а нашел заброшенную технику!». Так и тут: пошел смотреть дореволюционный вокзал Тарту, а нашел бронепоезд времен гражданской войны!
28 ноября 1918 года Красная армия перешла реку Нарва – с этого момента эстонцы отсчитывают начало Войны за независимость Эстонии (1918-1920). Заняв одноименный город, большевики начали быстрое продвижение вглубь Эстонии и уже в начале января 1919 года были в 40 километрах от Таллина. Однако после ряда неудачных для красных сражений у населенных пунктов Валкла, Приске и Кехра последовало контрнаступление эстонских частей, в котором решающую роль сыграли бронепоезда.
24 февраля 1919 года (сейчас от этой даты отсчитывается существование Эстонии как независимого государства) главнокомандующий эстонской армией Йохан Лайдонер отчитался перед руководством республики о полном контроле над всей территорией новообразованной страны.
По случаю 100-летней годовщины этих событий Эстонский военный музей имени генерала Лайдонера в сотрудничестве с госпрограммой EV100 и эстонскими железными дорогами - AS Eesti Raudtee и AS Operail построил реплику бронепоезда №7 Wabadus («Свобода»).
Поезд-реплика рассчитан на широкую колею в 1520 мм, доставшуюся в наследство от Российской империи таким странам, как Россия, Украина, Беларусь, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия и др.
Поезд включает в свой состав паровоз, санитарный вагон, артиллерийскую платформу, броневик «Эстония» и пр.
В январе 2019 года поезд совершил исторический пробег между Кехрой и Валгой на границе Эстонии и Латвии, вдоль линии фронта 100-летней давности. В июне поезд побывал в Латвии, в древнем городе Цесис, где 100 лет назад также шли ожесточенные бои. До конца 2019 года поезд-реплика совершает пробег по Эстонии с многодневными остановками в различных городах.
Так, в мае он находился на вокзале Тарту, а в июле-августе этого года должен посетить городки Выхма, Тюри и Вильянди. Официальные празднества по случаю 100-летия создания Эстонской республики запланированы на 2 февраля 2020 года, спустя век после подписания Тартусского мирного договора.
Вообще бронепоезда широко использовались в период распада Российской империи и образования на ее территории старых и новых государств. Так, во время польско-украинской войны в 1918-1919 годах поляки использовали поезд «Громобой» с «броней» из кирпичей и речной гальки.
А белофинны захватили в качестве трофеев у красных финнов как минимум пару бронепоездов.
Их «братьям по оружию» послали русские большевики, хотя ранее Ленин официально признал независимость «буржуазной» Финляндии, за что его до сих пор очень любят современные финны.
Эти бронепоезда можно увидеть в танковом музее в городке Парола.
О танковом музее в Пароле читайте здесь.
Об историческом вокзале в Тарту читайте здесь.