Найти тему
Полевые цветы

Как звать-величать?..

фото из открытого источника Яндекс
фото из открытого источника Яндекс

Все публикации этого автора

А как бы вы ответили на этот простой вопрос? Большинство людей просто называют своё имя. Обычно внимание на себя обращает слово «звать». О слове «величать» в этой фразе мы не задумываемся.

Безусловно, имя – это то, как нас зовут. Ещё сравнительно недавно, зная имя человека, часто уточняли: величать-то тебя как?.. Величать – означало по отчеству… Забытое слово. Но страшнее – забытое понятие – отчество. Только в документах встретишь, да учителей, спасибо, ещё по имени-отчеству называют. Всех остальных всё чаще зовём просто: Ирина. Сергей. Мария. На вопрос, как к Вам обращаться, даже не совсем молодые люди отвечают: Татьяна. Игорь. Спрашиваешь отчество, говорят: просто Татьяна…

Между тем, отчество – это исконно наша, русская принадлежность. Отчество неразрывно с нашим именем, с нашим родом. С Отечеством. Это однокоренные слова. Отчество – имя отца. Так почему же мы в последние годы просто избегаем называть своё отчество, представляемся просто Мариями, Татьянами, Владимирами? Да, так принято в Европе, Америке. Но мы-то – в России! Почему мы следуем их образцу, почему стали просто Мариями, а Не Мариями Ивановнами, Петровнами, Владимировнами? Есть укоряющая поговорка: Иван, не помнящий родства. Заметьте: родства не помнит просто Иван. Не Иван Владимирович.

Мы словно бы стесняемся нашей исконной, традиционной формы обращения друг к другу. Представляясь, поспешно разрешаем: можно просто Валя. Несмотря на то, что просто Вале давно за сорок. И помнить имя своего отца Вале совсем, знаете, не зазорно.

Раньше, когда говорили: Иванович, Тимофеевна – это свидетельствовало об уважении. Человека не просто звали – величали. Теперь мы незаметно превратились в просто Марий… Этим самым – лишив себя своего русского облика. Лишив себя связи с Отечеством. С нашей духовностью, корнями, историей. Так чему ж мы удивляемся, когда наши подростки – тинейджеры!... – убеждены, что не на нас Гитлер напал, а мы – на него…

Лишение нас отчества – один из пунктов глобальной программы уничтожения нас с вами, нашей культуры, памяти. Помните, в эмигрантской песне поётся: «…Мы здесь с тобой Мишели. Здесь нет Отечества, и отчеств тоже нет…». Это – там, в эмиграции. Но мы же – дома!!! Неужели так велика, непреодолима жажда подражать – в привычках, еде, одежде, форме обращения, наконец? Откуда убеждение, что там всё лучше? Раз там – Дональд Трамп, значит, у нас должен быть Владимир Путин… Но у нас же – Владимир Владимирович!!!

У нас, на Руси, даже о старших братьях и сёстрах дети говорили: сестрица Дарья Васильевна… Братец Иван Кузьмич…

Когда же мы стали эмигрантами в своём Отечестве? Не пора ли задуматься, что просто Марии и просто Иваны - чужеродное, уродующее нашу нравственность явление? Не пора ли вспомнить имя отца?.. А то – не ровен час! – Джонами станем. Мишелями. Без отчества. Без Отечества. Без самих себя. Наверное, кто-то в мире ставит такую цель. Что ж мы помогаем её осуществить?..