Как стало известно «Базе», в марте 2019 года руководство «Роснефти» направило в правительство письмо с просьбой рассмотреть возможность продажи контрольного пакета акций ГНИНГИ в пользу АО «Современные технологии судостроения» (это консорциум «Роснефти», «Роснефтегаза» и «Газпромбанка»). Как считают в «Роснефти», такая передача необходима для эффективного выполнения работ на арктическом шельфе.
ГНИНГИ — это Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт, который занимается в том числе изучением рельефа морского дна. «Институт является единственным в стране и уникальным научно-исследовательским институтом в сфере навигационно-гидрографического обеспечения морской деятельности, не имеющим аналогов в других министерствах и ведомствах», — говорится на его сайте. ГНИНГИ находится в собственности ОАО «Ремвооружение» (61639 акций), основным акционером которого является Министерство обороны РФ.
«Эффективное выполнение работ на шельфе (в том числе арктическом) потребует получения актуальной батиметрической информации в районах геологоразведки и добычи углеводородов на шельфе и на подходах к ним. Комплексным решением задач навигационного, гидрографического и океанографического обеспечения на море занимается один из старейших институтов Российского флота — Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт (ГНИНГИ)», — отмечается в письме, которое вице-президент по энергетике, локализации и инновациям Роснефти Андрей Шишкин направил зампреду правительства Юрию Борисову.
В нём же объясняется, почему ГНИНГИ не может выполнять поставленные задачи, находясь в ведении Минобороны:«Недостаточность государственного финансирования данной деятельности несёт существенные риски производственной деятельности ПАО „Роснефть“ на арктическом шельфе».
То есть получается, что Игорь Иванович Сечин — глава госкомпании — хочет не отобрать институт, а по-дружески помочь Сергею Кожугетовичу избавиться от НИИ как от непрофильного актива.
Ну и вишенка на торте: представители «Роснефти» обещают в письме, что передача им акций НИИ позволит «организовать полномасштабный процесс разработки коммерческой базы электронных карт арктического шельфа, не имеющей аналогов в мировой практике, будет являться крупным вкладом в национальную безопасность РФ».
Руководство ГНИНГИ «Базе» не ответило на вопросы о перспективах передачи института под крыло «Роснефти», но сказать, что институт постоянно убыточен, нельзя: в 2017 году у него действительно был зафиксирован убыток 35 млн рублей, зато в 2012—2016 годах прибыль составляла от 2 до 4 млн рублей.
Сыграть в пользу «Роснефти» могут скандалы вокруг руководства ГНИНГИ. В 2018 году суд признал виновным бывшего гендиректора ОАО «ГНИНГИ» Сергея Курсина и бывшего исполнительного директора института Сергея Травина в злоупотреблении полномочиями и приговорил их к лишению свободы сроком на два года условно.
Позже в вышестоящей инстанции статья была переквалифицирована и Курсин с Травиным были освобождены от наказания за истечением сроков давности. Как сообщалось, в феврале на Травина было заведено ещё одно уголовное дело в Ленинградском окружном военном суде. Вместе с тремя другими фигурантами Травин обвинялся в мошенничестве.
«База» направила запросы в ГНИНГИ и Минобороны, но ответ не получила. Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, как всегда, отреагировал на вопросы эмоционально:
«Ребят, у вас достаточно мозгов, чтобы обращаться к нам с вопросами после того, что вы сделали (видимо, речь идет о расследовании „Базы“ о новом доме Игоря Сечина — „Ж — это жопа, Игорь Иванович“ — Прим.ред.)? Сначала вы нам насрали голову по Антарктике, а теперь задаёте вопросы про Арктику. Вы любите выслушивать личные оскорбления? Зачем вам это надо? Встретимся с вами в суде, если мы снизойдём до суда над, грубо говоря, столь ничтожным и вонючим предприятием, как ваше».
Идите в базу! И освободите себя от тяжких обязанностей задавать нам вопросы. Ну вы же подонки, ребят, если честно! Мы не обязаны отвечать подонкам
— Михаил Леонтьев
Для своих арктических проектов, помимо ГНИНГИ, Роснефть захотела еще и громадные налоговые льготы. Как сообщили вчера «Ведомости», компания попросила правительство снизить ей налог на добычу полезных ископаемых или вовсе освободить от него, чтобы Роснефть могла направить деньги на инвестиции в Арктику. Во сколько это обойдётся бюджету, пока не известно.
Зато известно, что всё, чего захочет Игорь Иванович, он обычно получает. К примеру, в начале года глава «Роснефти» попросил правительство предоставить льготы по налогу на добычу полезных ископаемых для Приобского месторождения. Аргумент: «запасы огромные, но добыча нерентабельная». Минфин отчаянно сопротивлялся, утверждая, что бюджет недополучит из-за этих льгот 460 млрд рублей, но сделать ничего не смог — как писали СМИ, Сечин добился своего.
Лицензии на геологоразведку на арктическом шельфе сейчас есть только у двух компаний — «Роснефти» и «Газпрома». Обе госкомпании претендуют на несколько участков в Арктике, в отношении которых они не могут договориться долгое время: это Мурманское месторождение на шельфе Баренцева моря и Северо-Врангелевский участок в Восточно-Сибирском и Чукотских морях. Как заявил в мае руководитель Роснедр Евгений Киселёв, компромиссного решения по освоению спорных участков на шельфе достичь пока не удалось.
Подписывайтесь на "Базу"!