Найти тему
Купрум

Почему мы доверяем врачам из инстаграма?

Оглавление

Автор - Ольга Кашубина, медицинский редактор «Только спросить»

29 июня на телеканале Россия 24 показали специальный репортаж «Целебный лайк». Речь в нем идет о врачах и «врачах» без медицинского образования, чьи блоги в инстаграме читают миллионы. Среди подписчиков журналист нашел людей, которые потеряли деньги или здоровье из-за чрезмерного доверия к медицинским блогерам.

И это заставило меня задуматься, почему же мы так склонны верить врачу в инстаграме, а не в кабинете.

Они красивые

В инстаграме вообще всё красивое — не то, что в большинстве российских больниц. Поэтому у молодых, привлекательных врачей в дорогих интерьерах шансов стать популярными здесь больше, чем у прочих. В то время как профессионализм — вторичен. Помимо лукизма, тут играет роль бессознательное психологическое стремление пациентов ассоциировать себя с благополучной жизнью. Ведь подписчик — почти пациент. Быть пациентом красивого врача приятно.

Доктор Ольга Белоконь, 1,1 млн подписчиков
Доктор Ольга Белоконь, 1,1 млн подписчиков

Они открытые

Врачи из инстаграма редко ограничиваются профессиональными темами — подписчикам интересно знать семейное положение блогера, его увлечения, места отдыха, кличку кота и марку машины. Те, кто охраняет право на приватность, как правило, проигрывают в лайках. На самом деле, желание пациентов побольше узнать о своем докторе распространяется и за пределы инстаграма. Это не повод на консультации рассказывать о собственном отпуске, но повод не отгораживаться от пациента слишком толстой стенкой субординации.

Доктор Анна Левадная, 1,5 млн подписчиков
Доктор Анна Левадная, 1,5 млн подписчиков

Они говорят о том, что актуально

Пост про редкий синдром Тимана-Флейшнера прогнозируемо соберет меньше лайков, чем пост про снижение иммунитета в межсезонье. И здесь мы уже подбираемся к сделке с совестью. У врача, который рассказывает о диетах для похудения и лечения аллергии шансов обрести популярность в инстаграме гораздо больше, чем у врача, специализирующегося на лечении сколиоза. У педиатра — больше, чем у гериатра. У пластического хирурга — больше, чем у колопроктолога. Какая из тем важнее с точки зрения благополучия людей — сложный вопрос.

Конечно, даже о самой специфической медицинской отрасли можно рассказывать с юмором и огоньком, но мало кто из инста-докторов идет этим путем. Поэтому в представлении подписчиков медицина несколько примитизируется: у обывателя волей-неволей создается впечатление, что причина всех болезней — слабый иммунитет, недостаток витаминов и вредная еда.

Доктор Филлип Кузьменко, 88,9 тысяч подписчиков
Доктор Филлип Кузьменко, 88,9 тысяч подписчиков

Они ни в чем нас не обвиняют

Проблема грамотной коммуникации врачей и пациентов привела к тому, что многие из нас боятся осуждения со стороны врача. Попробуй-ка спроси у гинеколога из районной женской консультации, можно ли пригубить бокал вина в третьем триместре беременности — гневная отповедь если не гарантирована, то весьма вероятна. То ли дело инста-гинеколог, который сам поднимает неловкие темы и готов без стеснения их обсуждать. И снова повод для врачей, далеких от блогерства, взять на вооружение тактику коллег из онлайна.

Но и здесь для начинающих инста-врачей есть соблазн свернуть на дорожку легкой популярности: сказать, например, что все проблемы со здоровьем у подписчиков — из-за неграмотных врачей или (что встречается куда чаще) из-за назначенных лекарств.

Доктор Наталья Зубарева, 2,3 млн подписчиков
Доктор Наталья Зубарева, 2,3 млн подписчиков

Они намекают на легкое решение проблемы

Мало кто из подписчиков зарегистрируется на платный вебинар или купит рекомендуемые БАДы, если не пообещать ему быстрый и впечатляющий результат. В раскрученных блогах редко встретишь совет обратиться с проблемой к лечащему врачу или перестать лечить хроническую боль в спине с помощью пищевых добавок и просто подождать, пока пройдет само (а именно такой путь одобряет доказательная медицина). Подписчика надо непременно зацепить, соблазнить понятной целью и предложить доступный рецепт, сулящий выгоду автору поста.

Хорошее, кстати, упражнение — открыть пять-десять аккаунтов популярных инста-врачей и попытаться ответить на вопрос, какую выгоду преследует каждый из них. Поверьте, заработок на рекламных постах — одна из самых этичных бизнес-моделей.

Доктор Екатерина Григорьева (Катя Янг), 191 тысяча подписчиков
Доктор Екатерина Григорьева (Катя Янг), 191 тысяча подписчиков

Они формируют сообщества

Часто блог инста-врача становится местом притяжения пациентов со сходными проблемами. В комментариях к постам они могут знакомиться и ссориться, делиться полезными контактами или задавать вопросы. Для многих людей, изнуренных борьбой с болезнью, такая активность становится своеобразным аналогом групповой психотерапии. Учитывая, что в систему ОМС ничего подобного не входит — это веский повод любить инстаграм.

Доктор Андрей Лычагин, 140 тысяч подписчиков
Доктор Андрей Лычагин, 140 тысяч подписчиков

Они прячут негатив

Инста-врачи часто размещают на своих страничках фотографии и отзывы довольных пациентов, но редко готовы рассказывать о профессиональных неудачах или честно выкладывать скриншоты с критикой в свой адрес. В некоторых скандальных случаях дело доходит до удаления негативных комментариев к постам или в принципе к ограничению возможности их оставлять. Как результат — новые подписчики не имеют возможности объективно оценить популярного доктора, отчего создается ложное впечатление о его профессиональной безупречности.

Доктор Алесь Улищенко, 413 тысяч подписчиков
Доктор Алесь Улищенко, 413 тысяч подписчиков

К чему это все?

Мне кажется, большинство инста-докторов заводят блог для поиска новых пациентов в реальной жизни. Но есть и те, кто зарабатывает, не отрываясь от монитора. Я говорю об организации личных (часто — весьма дорогостоящих) онлайн-консультаций, платных вебинаров и «марафонов» для большой аудитории, отчислениях с iHerb за покупки по реферальным ссылкам и о гонорарах рекламодателей, готовых оплачивать публикации с упоминанием своего бренда.

Само по себе это не повод для претензий — каждый человек волен выбирать способ заработка по вкусу. И если формат онлайн-консультаций и размещаемая реклама не нарушают закон, а блогер честно платит налоги, то никаких правовых вопросов к нему нет. Диплом врача — не ярмо на шее, и если выпускник медвуза не связан контрактом с больницей, то он может применять профессиональные знания любым симпатичным ему образом. В том числе — в образе блогера.

Другое дело, что соблазны инстаграм-медицины велики. Шутка ли — совокупная аудитория подписчиков медицинских блогов, по данным той же России 24, превышает 7 млн человек. А ежемесячные доходы «звездных» инста-врачей исчисляются шестизначными суммами. Таким успехом способен похвастается не каждый профессор медицины, что уж говорить о вчерашних студентах. Но раскрутка требует жертв — или финансовых, направленных на привлечение подписчиков, или моральных.

И если с финансовыми жертвами все понятно, то создать успешный и вместе с тем этичный блог в инстаграме — крайне сложная задача. Вместе с тем, я склонна прогнозировать, что кризис доверия к лжеученым и лжеврачам из интернета положительно скажется на качестве медицинской информации в самой красивой социальной сети современности.