У людей замечательное воображение: мы можем представить себе свое будущее, поставить себя на место друга, представить себе, каково жить в другом городе, и фантазировать о маловероятных или даже невозможных сценариях. Тем не менее, есть пределы нашей способности делать такого рода моделирование. Мы можем только спроецировать себя на ограниченное расстояние от реальности, прежде чем ментальные барьеры замедлят наше путешествие.
Хотя проксимальные симуляции, такие как рассмотрение того, что может принести завтрашний день или о чем может думать друг, легко представить, дистальные симуляции, такие как рассмотрение того, какой будет жизнь в следующем столетии или о чем думает совершенно незнакомый человек, гораздо сложнее. И эти барьеры имеют последствия: исследования постоянно показывают, что ограниченные навыки моделирования могут повредить нашей способности принимать мудрые решения и общаться с другими. Но есть ли способ преодолеть эти барьеры и провести более богатые, более яркие дистальные симуляции?
В недавней серии экспериментов исследователи обратились к людям, которые, вероятно, преуспели в воображении—творческим экспертам—чтобы определить, действительно ли они могут развивать более яркие дистальные симуляции, и если да, то как их мозг выполняет этот подвиг. Учёные рассудили, что высоко творческие люди, такие как профессиональные писатели, режиссеры, актеры и им подобные, должны постоянно напрягать свое воображение, чтобы рассмотреть альтернативные времена, места, перспективы и гипотезы, отличные от их реального опыта. В этом смысле они, вероятно, развлекают симуляции, которые более дистальны, чем повседневные проксимальные представления. Чтобы проверить эту идею, мы наняли очень успешных творческих экспертов—людей, которые опубликовали бестселлеры, а также успешных профессионалов в менее творческих областях, включая медицинских, юридических и финансовых специалистов.
Нашим первым шагом было разработать надежный тест дистального моделирования и посмотреть, соответствует ли он творчеству. У них были онлайн-участники на механическом Amazon, которые отвечали на ряд подсказок” дистального моделирования во временной, пространственной, социальной и гипотетической областях (например, представьте мир через 100 лет) и напишите запись в журнале, описывающую их симуляцию. Участники также прошли стандартизированный тест креативности (задача дивергентного мышления). Чтобы увидеть, действительно ли более творческие участники испытывали более яркие дистальные симуляции, они проанализировали текст записей участников в журнале, используя стандартизированную лингвистическую процедуру оценки, известную для измерения ярких образов. В соответствии с нашими предсказаниями мы увидели, что более яркие симуляции, объективно измеряемые в тексте, используемом для описания образов, коррелируют с большей креативностью. Участники также оценили, насколько живо они представляли себе дистальные симуляции. Эти субъективные оценки также коррелировали с их оценками креативности.
Теперь исследователи были готовы обратиться к уникальной выборке профессионалов во втором исследовании. Важно отметить, что творческие эксперты и специалисты по контролю были сопоставлены по ряду параметров, таких как самооценка успеха в карьере, что помогает нам знать, что любые наблюдаемые различия в дистальном моделировании не могут быть объяснены различиями в успехе карьеры как таковом. В соответствии с результатами их онлайн-выборки креативные эксперты показали большую яркость дистального моделирования как с точки зрения их субъективных самоотчетов, так и с точки зрения фактического языка, который они использовали для описания своих симуляций. Первые два исследования подтвердили первоначальную интуицию: творческий опыт связан с созданием более богатых, более ярких дистальных симуляций. Но как творческие специалисты превосходят всех нас? Используют ли они ту же самую воображаемую "мышцу", которую мы все используем, чтобы представить повседневные события? Или творческие эксперты используют совершенно отдельную "мышцу", когда они представляют себе дистальные события?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы использовали методы нейровизуализации. Здесь творческие эксперты и участники контроля прошли сканирование fMRI, в то время как они занимались различными проксимальными и дистальными моделями. Результаты были поразительны. Творческие эксперты и участники контроля показали сходные паттерны мозговой активности, когда они представляли себе ближайшие или проксимальные события (например, представьте себе следующие 24 часа). Во время этих испытаний каждый активировал свою медиальную префронтальную кору, область мозга, ранее связанную с воображением личных и проксимальных переживаний. Однако только творческие специалисты активировали отдельную мозговую систему (дорсомедиальную подсистему сети мозга по умолчанию) во время дистального моделирования.
Другими словами, было ясно, что творческие эксперты включили другую мышцу, чтобы развлечь дистальные симуляции. Особенно интригует тот факт, что креативные эксперты используют для этого подсистему dorsomedial. Хотя эта система мозга связана с различными психическими процессами, одна из операций, с которой она постоянно связана это воображение точек зрения других людей. Как это относится к дистальному моделированию? Возможно, ключевой ингредиент для открытия границ воображения это выход за пределы себя и видение мира глазами другого.