Найти тему
Капитан A320

Airbus A320. Законы ручного управления.

Казалось бы, а о чем там говорить, ручное управление оно и есть ручное? Если бы мы говорили об обычном самолете, где штурвал или ручка управления связаны с рулями механически, то так оно бы и было.

Механическая проводка управления на ЯК-18Т
Механическая проводка управления на ЯК-18Т

Но на самолетах Airbus применено управление «fly-by-wire» - «управление по проводам», то есть ручка управления, находящаяся в кабине, не имеет прямой связи с поверхностями управления на крыле и хвостовом оперении самолета.

Схема управления с механической проводкой и «fly-by-wire»
Схема управления с механической проводкой и «fly-by-wire»

Отклонения ручки считываются датчиками и передаются в специальные компьютеры (FAC, ELAC, SEC), кроме того эти компьютеры получают еще и данные о скорости и высоте полета, перегрузке, пространственном положении самолета, режиме работы двигателей, а также от автопилота. Обработав сигнал от датчиков положения ручки управления (или автопилота) и сопоставив желания пилота с текущим положением самолета, компьютеры решают насколько нужно отклонить уже непосредственно рули.

-3

Система достаточно сложная, но насколько она надежна? Скажем так – она надежна настолько, что за все время полетов самолетов А320 (а это более 30 лет!) ни одной катастрофы связанной с тем, что самолет остался бы без управления, не было. Ведь все эти компьютеры не только многократно резервированы, но и могут передавать друг другу свои функции. Зато, эта система в каждом полете существенно облегчает жизнь пилотов и , кроме того, помогает избежать множества проблем вызванных их ошибками.

Итак, переходим к главному – вся эта система может работать по различным алгоритмам, зависящим от условий полета и возможного отказа оборудования. Эти алгоритмы Airbus называет «законами». Вот они:

Normal Law – нормальный закон управления, работают все защиты, автопилот, автотриммирование.

Alternate Law – альтернативный закон управления, деградация normal law в alternate law происходит при отказе части оборудования, часть защит не активна.

Direct Law – закон прямого управления (максимально приближен к управлению самолета с механической проводкой), защиты не активны, недоступны автопилот и автотриммирование.

Abnormal Attitude Law – закон для сложного пространственного положения

Mechanical Backup – режим полного отказа управления (например в связи с полным обесточиванием самолета).

И еще, на самолете Airbus A320, в отличие от SSJ-100, деградация управления не является необратимой! То есть, если самолет перешел в низший закон это не значит, что вам придется сажать его в этом режиме. Есть очень большая вероятность восстановиться, например выполнив перезагрузку компьютеров.

Остальные статьи тут!