В предыдущей статье мы вспомнили комедии, снятые в первые, самые страшные годы войны. Это были комедии боевые, правильно "злые". Антоша Рыбкин из одноименного фильма шутя топил в реке немцев. Швейк из "Новых похождений" придумывал изощренные казни для фюрера, а в финале со смехом взрывал дом с германскими офицерами и солдатами.
Чем ближе становилась наша победа, тем оптимистичнее и добродушнее выглядели комедии. Более ранние фильмы рассказывали о боях и ненависти к врагу, а снятые в конце войны - о любви и предчувствии скорого счастья.
Это были фильмы о любви. О любви на войне. Но все-таки в первую очередь - о любви. Победа была близко, и измученным годами тяжелейших испытаний людям хотелось думать о хорошем, о грядущей прекрасной послевоенной жизни.
Поговорим о двух самых известных военных комедиях, которые сегодня, вполне вероятно, назвали бы "лирическими" или даже "романтическими".
"Небесный тихоход" (1945)
Этот фильм так любим народом, настолько популярен, что много говорить о нем нет смысла. История трех боевых летчиков, давших клятву не влюбляться и не жениться до конца войны знакома едва ли не любому взрослому зрителю. А песню про "пора в путь-дорогу" и "мне сверху видно все, ты так и знай" так и знают, кажется, все.
Действие фильма происходит во время войны. Все персонажи фильма - фронтовые летчики. За исключением одной девушки, да и та - военный корреспондент. Есть боевые вылеты, бомбежки и даже эффектный воздушный поединок с асом люфтваффе.
Но на самом деле все это - не главное. Ведь по сути "Небесный тихоход" - это классическая "битва полов", один из популярнейших комедийных поджанров. Собственно, комически-романтические отношения трех пар и есть то, что поныне сохраняет фильм живым и обаятельным.
Три боевых аса, три "крепких орешка" - и женская эскадрилья легкой авиации. "Ночные ведьмы" оказываются очаровательными девушками - со всеми вытекающими "роковыми" последствиями для бравых холостяков. В "битве полов" любовь и женское обаяние одерживают сокрушительную победу над хваленой мужской непоколебимостью и показным равнодушием ко всяким там любовным штучкам.
Классную романтическую комедию "делают" в первую очередь актеры, Даже отличный сценарий и крепкая режиссура не спасут фильм о любви, если между исполнителями нет "химии" и если им не симпатизируешь.
В этом плане "Тихоход" блестяще попадает в десятку. Все актеры органичны, обаятельны и прекрасно чувствуют жанр. Невозможно отдельно не отметить бесподобное трио "суровых мужиков" - пожалуй, лучшую "троицу" советского кино до появления легендарных Труса, Бывалого и Балбеса.
Николай Крючков, Василий Меркурьев и Василий Нещипленко поистине великолепны, а песня "мы парни бравые, бравые, бравые" в их исполнении - безусловный шедевр. Как и сам фильм, не постесняюсь сказать.
Один совет - если вы цените и любите старое кино, никогда не смотрите "колоризированную" версию. Черно-белый шедевр, раскрашенный в "цвет денег" (по выражению Мартина Скорсезе), у нормального человека может вызвать только отторжение. "Джонни, никогда не пей эту гадость!" - фраза из другой советской комедии здесь как нельзя кстати.
"Беспокойное хозяйство" (1946)
Хотя год выпуска "Беспокойного хозяйства" - 1946-й, мы имеем полное право отнести его к фильмам военной поры. Снять кино - дело не скорое, от сценария до коробки с пленкой может пройти и год, и два. Так что "Хозяйство" задумывалось, когда гремели залпы Великой Отечественной.
Рядовой Огурцов и ефрейтор Калмыкова откомандированы под команду старшины с невообразимой в наше политкорректное время фамилией - Семибаб. Тот заведует фальшивым аэродромом, предназначенным отвлекать фашистские бомбардировщики, чтобы те расходовали боеприпасы, бомбя муляжи советских самолетов. А в это время "сталинские соколы" находятся в безопасности на замаскированных летных полях.
Будут и бомбардировки, и немецкий шпион, но, как и "Небесный тихоход", это фильм не о войне, а о любви. Чуть ли не поголовно герои "Беспокойного хозяйства" влюбляются, флиртуют и ревнуют. Вся эта лирическая канитель вертится вокруг миловидной героини Людмилы Целиковской.
Рядовой Огурцов влюбляется в очаровательную сослуживицу. Она же платонически воздыхает о герое-истребителе с журнальной фотографии и не обращает внимание на неказистого Огурцова. .
Герой девичьих грез вскоре материализуется, буквально "спускается с небес" в своем самолете на фейковый аэродром - да еще в компании влюбчивого летчика-француза из союзной эскадрильи. Оба моментально воспламеняются чувствами к красавице-ефрейтору, оба начинают ухаживания и оба охвачены взаимной ревностью.
Французу Ларошелю мы обязаны популярнейшими в свое время "мемами" типа "ЧучелО, чучелО, ти меня подвело". Кстати, в этой роли - совсем молодой Юрий Любимов, будущий создатель легендарной "Таганки".
В общем, на дворе весна, все наполнены любовным томлением, боевые летчики, вздыхая, бродят вокруг аэродрома с букетами "ромашишок". И даже с немецким шпионом ефрейтор Калмыкова... флиртует, чтобы под видом девичьей болтовни слить ему дезинформацию.
Но, как и положено в комедии, сердце красавицы завоюет не героический летчик-истребитель и не обходительный француз. Счастливчиком окажется робкий и неуклюжий Огурцов. За не особо импозантной внешностью героиня Целиковской разглядит трогательного и любящего молодого человека, который к тому же по ходу фильма проявит смекалку, изобретательность и храбрость под огнем врага.
Кстати, о враге. В "Беспокойном хозяйстве" фашисты изображены с юмором и даже без особой ненависти. Немецкий шпион в исполнении прекрасного комика Сергея Филиппова скорее смешон, чем зловещ. А в финале фильма целая дивизия во главе со всеми офицерами готова сдаться без единого выстрела - так неловкий Огурцов становится героем поневоле, в одиночку конвоируя колонну гитлеровцев в советский штаб.
На экране весна, в воздухе разлит дух любви, счастья и скорой победы.
О гротескных фарсовых комедиях СССР читайте здесь.