Узнать себя в герое сказки- это возможность найти выход из сложной жизненной ситуации.
Для чего взрослым понимать сказки? Они призваны в игровой форме обучать детей, что такое добро и зло, предостерегать от опрометчивых поступков, учить смекалке, трудолюбию, любопытству и т.д. Сказки несут терапевтический эффект и моральное научение.
Посмотрим на сказку про Золушку под другим углом. Подвергнем сложившиеся отношение к персонажам сомнению.
Золушка- такая робкая, угодливая, безропотная, смиренная. Она выполнит любую работу без оплаты, возьмет сверхурочные, стерпит агрессию и несправедливость, всегда найдет оправдание своим обидчикам и простит любое неуважительное отношение.
- Она живет в собственном доме (наследство отца и матери), но позволяет чужим людям заправлять домом и своей жизнью.
- Ей так хочется всем понравиться, подружиться.
- Для себя она выбирает худшее место в доме (в разных версиях это либо чердак, либо угол на золе).
- Носит тряпье, что "похуже".
- Выполняет ВСЮ работу по дому. Если осовременить этот персонаж, то она бы еще и зарабатывала денег для обеспечения семьи.
- Она в тайне знает о своей привлекательности (ее теневая сторона) и мечтает поехать на бал. Подавленные желания просачиваются в сознание. (УРРА! -прим.автора). Но поехать на бал она сама себе не позволяет. И будучи уже взрослой барышней, слушается чужую тетеньку и повинуется.
Но поскольку она не прошла подростковый бунт и не свергла образ запрещающего родителя (мачеха), она остается инфантильной личностью.
Дозволение ждет от Феи Крестной, которая превращает ее в прекрасную принцессу. То есть сама она не берет ответственность за свою жизнь и ждет, когда помощь придет извне. В таком случае, подростковый бунт и трансформация в зрелую личность не происходит изнутри, это ненастоящий переход. Она врет себе и окружающим, скрывая свою личность. Стыд, что все узнают, что это простая замарашка, гонит ее с бала прочь.
И вроде и принцу она понравилась, и она умеет держать себя в обществе, знает и манеры, умеет танцевать и поддержать беседу. Формально она подходит принцу и выглядит достойно, но ее низкая самооценка и ощущение, что она недостойна, что ее не примут такой, какая она есть, не дает ей выстраивать отношения с противоположным полом.
Расщепление на два я: замарашка и принцесса, вносит в жизнь невозможность быть вместе с любимым. В современном мире, мужчина вряд ли бы стал ее искать с собаками по всему городу, чтобы вернуть туфельку. Не потому, что она ему не понравилась, а потому что лень заморачиваться. Суета дней и заботы, нехватка времени, работа, недосып и более доступные женщины, могут помешать ему реализовать желание найти красотку.
И принцесса возвращается домой и ждет. (В наши дни она может никогда не дождаться или выйти замуж за первого встречного, кто хоть как-то проявит внимание или скажет, что она красивая, этого будет вполне достаточно, остальное она "дорисует" в воображении и будет страдать от несоответствия иллюзий реальности). Опять же ждет, когда мир сам решит все ее проблемы за нее. Все ждет Фею Крестную, которая повторно снарядит ее на бал, опять бежит от принца, кокетливо оставляя туфельку.
Это, пожалуй, ее первое неосознанное действие, которое она совершила самостоятельно. (Есть надежда).
Мачеха. Можно попробовать посмотреть на этот персонаж с положительной стороны. Представим, что это мама девочки, но та сторона матери, которую дочь воспринимает, как негативную мать. Поэтому в сказке она символично изображена в образе Мачехи.
Ее поведение направлено на то, чтобы научить дочь...(продолжение в следующем выпуске).
Полина Никулина