Некоторым людям с болезнями психики — например, с тяжелой депрессией — транскраниальная магнитная стимуляция (TMS) иногда помогает. А вот на здоровых людях TMS не сработает.
Что это вообще такое — транскраниальная магнитная стимуляция?
Наша нервная система состоит из клеток-нейронов, которые умеют создавать и передавать друг другу электрические сигналы. Благодаря «биологическому электричеству» мы получаем информацию от внешнего мира, обрабатываем их и выдаем адекватный ответ — например, отдергиваем руку от горячего чайника.
Если мозг работает правильно, электрическая активность нейронов соответствует силе раздражителя. Например, если кто-нибудь неуклюжий нечаянно наступит на ногу здоровому человеку, он забудет о происшествии, как только утихнет боль.
При расстройствах нервной системы — например, при депрессии — некоторые участки мозга активируются сильнее и сохраняют электрическую активность дольше, чем нужно. Если продолжить пример, то больной депрессией человек не сможет позабыть о том, что ему наступили на ногу, и будет страдать из-за этого происшествия еще долго после того, как нога перестанет болеть.
Отличия в работе здорового и больного мозга хорошо заметны, например, на изображениях, полученных при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ). Неудивительно, что у врачей и ученых всегда был большой соблазн вмешаться в работу мозга и «отрегулировать» его электрическую активность.
С этой целью была разработана транскраниальная магнитная стимуляция (transcranial magnetic stimulation, TMS) — способ, позволяющий воздействовать на электрическую активность мозга при помощи магнитного поля.
Для транскраниальной магнитной стимуляции применяют мощную электрическую катушку, которую размещают над головой человека и пропускают через нее сильный электрический ток. В результате катушка начинает посылать в мозг серии коротких магнитных импульсов, способных проникнуть сквозь кожу и череп и достичь мозга.
В мозге магнитные импульсы индуцируют электрический ток, а уже этот «вторичный» ток изменяет электрическую активность нервной ткани, «перенастраивая» работу мозга.
Это работает?
Как сказать. В теории все звучит отлично, но на практике, как всегда, возникают проблемы. Хотя FDA — американский Росздравнадзор — в 2008 году одобрил транскраниальную магнитную стимуляцию мозга для лечения депрессии, далеко не все врачи и эксперты согласны, что этот дорогостоящий метод достаточно эффективен по сравнению с простыми, понятными и дешевыми антидепрессантами.
Тем не менее людям с депрессией, на которых не действуют антидепрессанты, TMS, судя по всему, неплохо помогает. А еще TMS активно применяют для лечения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) — похоже, что методика действительно помогает избавиться от мучительных неприятных воспоминаний и вернуться к нормальной жизни.
Не опасно?
Метод считают довольно безопасным — во всяком случае, по сравнению с электросудорожной терапией. TMS не вызывает боли и судорог, зато может спровоцировать головную боль и подергивание мышц лица.
В целом ограничения примерно такие же, как при магнитной томографии. Но, в отличие от МРТ, лечиться придется довольно долго — в аппарате придется сидеть примерно по часу в день в день в течение одного-полутора месяцев.
А стать умнее транскраниальная стимуляция поможет?
Нет, потому что транскраниальная стимуляция — слишком грубый инструмент для этого. Пытаться использовать TMS, чтобы стать умнее — почти то же самое, что пытаться «прокачать» ноутбук, время от времени выдергивая зарядное устройство из розетки.
При помощи TMS врачи стремятся:
- уменьшить активность нейронов в областях мозга, отвечающих за движение — так пытаются лечить обсессивно-компульсивное расстройство;
- сместить неправильную электрическую активность в нейронах мозга к здоровому образцу — так лечат депрессию и ПТСР;
- подавить электрическую активность в слуховой коре — так лечат слуховые галлюцинации.
Из логики работы TMS ясно, что для «тюнинга» здорового мозга методика не годится. Предел возможностей транскраниальной стимуляции — попытка улучшения работы «сломанных» нервных клеток. Воздействовать на здоровые клетки с идеальной электрической активностью мы не можем хотя бы потому, что у нас нет образца мозга сверхчеловека — а значит, нам не к чему стремиться.
Автор: Даниил Давыдов