Буквально несколько месяцев назад, руководство минской подземки объявило о скорой поставке в метро первых вагонов производства компании "Штадлер", контракт на которые был заключен еще в 2017 году. До этого, метрополитен белорусской столицы эксплуатировал поезда советской, и российской постройки.
Конечно, обновление подвижного состава здесь необходимо, поскольку метровагоны типа 81-717/714 разных модификаций уже морально устарели, и в самой России от них постепенно начинают отказываться. Да и средний возраст минских поездов давно перевалил за 25 лет. Конечно, в метросистемах разных городов есть поезда и постарше. Так, в Москве, а московский метрополитен как известно развивается с небывалой скоростью, еще остались поезда, построенные в начале 70-х годов. Но Москва стремительно меняет подвижной состав, а вот когда все, или почти все вагоны довольно стары, как сегодня в Минске, заниматься поисками всевозможных вариантов их замены - естественное решение.
Вот и искали белорусы такие варианты и провели тендер на поставку поездов. В тендере этом участвовали в том числе Мытищинцы, делающие поезда как раз для Москвы, но победил "Штадлер".
Как эти вагоны покажут себя и как зарекомендуют, окажутся ли они надежнее и комфортнее российских, или наоборот, уступят им в этом, покажет лишь время. Сейчас мы можем судить только по дизайну, а для современного города - это не последний фактор, и заявленных производителем технических характеристиках. Дизайн конечно, как на мой взгляд все же уступает последним мытищинским поездам. Кстати, в одном из интернет обсуждений, кто-то их жителей Минска, тоже высказал эту мысль и был высмеян теми, кто судит о поездах Мытищинского завода по старым вагонам, которые сравнивают с банкой сгущенки. Конечно это неправильно, ведь со времен тех, старых поездов, очень многое успело измениться.
Но вернёмся к "Штадлеру". Внутренний дизайн - конечно уже не "номерные", но еще и не "Москва". Очень незатейливо. Мне лично, напомнило чем-то нашу "Яузу". Означает ли это что компания "Штадлер" подглядела у москвичей? Конечно же нет. Но напомню, что дизайн "Яузы", разрабатывался еще в конце 80-х годов, и как-то по этой причине, новые минские поезда выглядят устаревше. Особенно странно звучит на этом фоне, что с новыми составами, минское метро распрощается с эпохой "поездов из 80-х" За то вагоны соединены "гармошкой" и теперь можно пройти из одного конца поезда в другой. Но это и в мытищинских поездах есть. А вот маска головного вагона, мне тоже что-то напоминает. Такое ощущение, что где-то я это уже видел.
Но в них как видим есть вертикальный поручень напротив дверей, чего не хватает в старых и в некоторых новых поездах тоже. Мытищинские вагоны, напомню, стали оборудоваться такими поручнями только недавно.
В общем, посмотрим, как они зарекомендуют себя с технической стороны. А вообще, конечно, по сравнению с сегодняшними вагонами, что можно встретить в минском метро - большой прорыв. Новые поезда станут тише и удобнее, в вагонах появятся разъемы для зарядки телефонов, а сами составы, расходуют меньше электроэнергии, чем старые поезда
Конечно, "Штадлер" выиграл тендер еще и потому, что производство вагонов локализовано в Республике Беларусь. Хотя сама компания и является швейцарской, собирать поезда будут на её минском заводе. Так что это не только те самые почти "отечественные" поезда, о которых давно мечтали в Минске, но и заказы для предприятия, создающего рабочие места для своих граждан, и делающего налоговые отчисления в бюджет страны. Так что все конечно же логично и справедливо.
Пока контракт подписан на 10 составов, и то, когда пассажиры смогут их оценить пока не ясно, но скорее всего не ранее чем в 2020 году, когда откроется первая очередь строящейся третей линии метро, для которой и приобретают новые поезда. Когда поезда станут доступны для пассажиров, обязательно съезжу в Минск, чтобы на них прокатиться, тем более что планы посетить белорусскую столицу есть давно. Пока же они будут проходить испытание и обкатку на действующих участках метрополитена. Всего до 2035 года. минский метрополитен планирует заменить 200 вагонов.