Недавно я оформлял банковскую карту в одном банке и обратил внимание на то, что заявление, которое мне предложили подписать значительно объемнее того, что было в этом же банке раньше.
Я стал внимательно его читать и обнаружил следующее:
- Это не просто заявление, а «заявление-анкета» — фактически в ней были указаны данные, которые банк должен собирать в рамках закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- Подробное описание того, с чем я согласился, подписывая заявление.
Если говорить об анкетных данных для идентификации в рамках 115-ФЗ — то это вполне понятно. Без такой анкеты банк сейчас не имеет права открыть счёт клиенту.
А вот с «согласиями» не мешало бы разобраться. Может с чем-то стоит не согласиться?
С чем соглашается клиент, подписывая заявление в банке
Согласие на обработку персональных данных
Под персональными данными понимаются любые личные данные клиента, которые каким-либо образом банк о вас узнаёт. Они хранятся в базе данных банка и в виде бумажных документов (или копий).
Отказаться от этого невозможно — банк просто не сможет открыть вам счёт.
Согласие на обработку биометрических персональных данных
Это дополнительное согласие, которое необходимо, если банк использует вашу фотографию для авторизации — т.е. определяет по ней, что именно вы совершаете операцию.
Биометрические персональные данные не являются обязательными. Правда, многие банки сейчас построили свою работу так, что не могут работать иначе. И у них согласие на сбор биометрических персональных данных, совмещено со сбором
Вы имеете право отказаться от сбора биометрических данных. Но в некоторых банках — это невозможно.
Согласие на получение информации от операторов связи
Обмен данными с операторами связи осуществляется для того, чтобы банки оперативно узнавали о том, что клиент сменил сим-карту, номер телефона (при сохранении той же сим-карты) или больше не обслуживается. Делается это в целях безопасности клиента — ведь, номер телефона сейчас становится универсальным идентификатором, по которому осуществляется вход в интернет-банк, отправка платежей и т.п.
Интересно, что банки могут делать это и без согласия клиента. Но некоторые всё-таки спрашивают.
Вы можете отказаться от этого, если банк спрашивает. Но есть ли в этом смысл?
Согласие на получение информации из бюро кредитных историй
Причем речь даже не идёт о кредите! Т.е. вы делаете вклад, а у вас запрашивают такой отчёт. Делается это исключительно для того, чтобы предложить вам кредит или кредитную карту.
Если вы откажетесь от этого, то это снизит вероятность звонков с предложением кредита. А если вы будете подавать заявку на кредит, то там такое согласие у вас возьмут ещё раз.
От этого можно отказаться. И нужно, если вам не нужны звонки и SMS с предложениями по кредитам.
Согласие на направление банком коммерческих предложений
Речь снова идёт о рекламе по телефону и SMS. Думаю, отдельно пояснять не нужно.
Можно отказаться, если вам вообще не хочется, чтобы банк звонил и предлагал какие-то «премиальные карты» и не рассказывал о «новых акциях».
Согласие на уступку права требования
Если вы задолжали банку (а иногда это может случиться, даже если у вас дебетовая карта — если произошёл технический овердрафт), то банк, если есть такое согласие, может переуступить своё право требование другой организации — коллекторам.
Часто это согласие, особенно если речь идёт о кредитных договорах, прописывается однозначно — отказаться нельзя.
Если банк спрашивает согласия на уступку права требования, то можно и не соглашаться.
Право банка на составлении от моего имени расчётных документов
Честно говоря, я не знаю, что будет, если не дать банку разрешение на это. Смысл карты потеряется моментально — банк не сможет списывать со счёта средства, если вы оплачиваете картой или через мобильный банк.
Возможно, имеет смысл отказать банку в этом праве в том случае, если вы не планируете пользоваться картой. А она открывается лишь для того, чтобы получить доступ к услугам дистанционного банковского обслуживания (в некоторых банках для этого обязательно наличие карты).
Если вы планируете пользоваться картой, то без такого разрешения не обойтись.
Что делать если «не согласен»?
Согласие (или несогласие) обычно определяется галочкой, проставленной в специальном поле. Но чаще всего в заявлении уже стоят отметки в «нужных» полях. А если нет, то сотрудники банка вряд ли предложат сделать вам выбор.
Если вы получили заявление, в котором уже определён выбор, то попросите у сотрудника банка заявление без проставленных птичек. Вам могут сказать, что другого варианта бланка нет, тогда нужно уточнить как можно «сделать выбор», ведь это явно оговорено заявлением.
Если в заявлении все поля пустые то, проставив отметки (✅ или ❎), обратите на это внимание сотрудника банка. Иначе есть вероятность, что никто не заметит, что вы с чем-то не согласны.
К сожалению, очень часто единственный способ отказаться — это выбрать другой банк. Приходится делать выбор: либо поступиться какими-то принципами (и дать согласие на обработку биометрических данных, например) или уйти туда, где такое согласие необязательно. Пока.
Рекомендую прочитать
Меня фотографируют в банке — можно ли отказаться и зачем это нужно