Найти тему

Что такое внутренний конфликт простыми словами

Сейчас очень модно говорить о психологии и психотерапии. В Интернете часто пишут о подавленных желаниях, о внутреннем конфликте, о методах решения конфликта.

Но кто с кем конфликтует? Давайте разберемся в этом вопросе.

Человек в основе своей (чисто физиологически) является животным. Когда современный человеческий детеныш рождается с стае животных или взрослеет вдали от людей более 10 лет (а таких детенышей называют мауглеоиды), то он уже никогда не освоит человеческой речи, никогда не сможет обладать сознанием, как его не учи и не дрессируй.

Интересный эффект, не правда ли?

Сознание — это результат принудительного окультуривания

То, что делает нас людьми, homo sapiens, обладающим сознанием — это не мозг, а воспитание в человеческом социуме — обучение речи, культуре и всем накопленным знаниям за одно короткое детство. Мозг человеческого детеныша в подкорковой структуре — совершенно животный. А вот весь неокортекс мозга — это как раз специально созданная природой «губка» для быстрого впитывая культурных ценностей и создания того, что называется «сознание» или внутреннее «я» (как вы помните, дети себя не осознают и никак не отделают себя от внешнего мира, сознание у них рождается позже).

Мы как личность — наши убеждения, критерии, оценки, понятия морали, того что можно и нельзя — все это порождение культуры, в которой мы родились. Над нашим окультуриванием работали мама и папа, которые уже впитали нормы социума, наши друзья, школа, книги и так далее.

А вот энергия для действия нашей личности как бралась так и берется из подкорковых структур, которые отвечают за базовые животные инстинкты — инстинкт самосохранения, иерархический инстинкт и инстинкт продолжения вида.

Эти простые инстинкты преломляются в нашей личности, создавая мотивы к действию в социуме — выставить свое восхитительное фото в Инстаграм, написать язвительный комментарий, создать восхитительную мелодию или сконструировать космический корабль.

Природа внутреннего конфликта

И вот тут-то и начинается самое интересное. Местами нормы морали (общества, строя, религии, воспитания) входят в противоречия с животными инстинктами. И вот тут начинается тот самый внутренний конфликт.

Мозг кричит: «эгей, давай свергнем того парня в шляпе, который стал очень богатым и подгреб под себя ресурсы» (это иерархический инстинкт рвется наружу, неосознанно, конечно).

А личность отвечает «нельзя, ведь есть конституция и правило игры — нельзя вот так просто делать то, что захочется». И, фактически, это подавляет первородный импульс. Это создает чувство диссонанса, неудовлетворенности и дискомфорта.

И вот тут мозг и личность начинают судорожно озираться по сторонам в поисках удовлетворения этого инстинкта. Мозг делает это очень последовательно и методично, а личность — неосознанно.

Мозг оценивает, что раз нельзя стать царем вон той горы (грубо захватить чей-то бизнес), ибо это конфликтует с нормами морали и воспитания («так нельзя, за это осудят»), но есть другая гора, на которую легко можно добраться без запретов, (например, социально одобренная конкуренция с коллегами на поле работы за титул лидера или за премию), то мозг направит энергию инстинкта в рабочее русло. А личность просто почувствует некое вдохновение к работе, а позже и вовсе догадается, что ее тянет к карьерному росту — у личности появится цель.

Кстати, следует знать, что «мы» не ставим себе цели — их ставит наш мозг после определенных четких оценок и расчетов. А «мы» лишь узнаем об этом с большим запозданием, когда обнаруживаем в себе уже четко ощутимую энергию движения в определенном направлении.

Животные мотивы постоянно входят в столкновении с запретами культуры, мозг ищет иных социально-одобренных форм выражения своей энергии, это создает нашу эволюцию как личности. Жаль лишь, что в этом процессе нет никакой «свободной воли» — исключительно закономерность от столкновения противоборствующих сил.

Однако бывают ситуации, что запреты становятся настолько обширными, что мозгу просто некуда девать свою животную энергию. И вся эта сила остается запертой внутри.

Это и создает те самые длительные психологически конфликты — конфликты между мозгом и культурно-наведенной личностью, как вы понимаете. И вот с этими конфликтами люди приходят к психотерапевту.

Пример

Предположим девочка воспитывалась гиперопекающей мамой в установке, что «туда не ходи, сюда не ходи, мама все решит». И мама, действительно все решает — и какое платье надеть, и какие книги читать, и с кем дружить. А за самовольство, естественно следовало наказание в виде чувство вины, вызванное простыми манипуляциями «ты что, дочка, смерти маминой хочешь. Меня ж инфаркт мог схватить, случись что с тобой».

В итоге в рамках личности появляется четкая модель «за меня все решат», скрепленная страхом «мне нельзя самой, иначе маме будет плохо, и я буду чувствовать себя виноватой». Понятно, что личность может даже не осознавать эту свою грань.

Просто живет себе девочка, взрослеет. И ведет себя как принцесса. И вроде как мир это одобряет — и муж ее за нее все решает, и коллеги помогают, и друзья постоянно подвозят на машине.

Но вот есть одно «но» в этой истории. Огромный пласт агрессии, являющийся частью инстинкта выживания, не находит никакого выхода. Другие девочки, который воспитывались в условиях относительной самостоятельности уже давно поменяли место жительства, попробовали несколько разных работ, уже чего-то добились в жизни — их инстинкт выживания нашел выход. А тут нет.

И в итоге внутренняя агрессия может начать давить изнутри, создавать прессинг на психику. И тогда возникает естественная защитная реакция на этот прессинг, который мы называем депрессией. Желания и краски жизни притупляются — эдакая анестезия, которая позволяет загнать агрессию еще глубже. И начинается история: «Вроде как все есть, всего в достатке — проблемы за меня решают, а чего-то не хватает». А не хватает, надо сказать доз дофамина в обмен на решение задач по выживанию и свободы от накопившейся агрессии.

Как работает психотерапия

Используя различные подходы и техники, психотерапия делает две вещи:

  • Находит социально приемлемые варианты выражения инстинкта, который долгое время не находил выхода, так сказать, помогает мозгу освободиться о перенапряжения. Тут могут быть и покрикивания, и телесные практики, ведущие в ярким, почти диким эмоциям, и занятия боксом — все, что поможет выразить и выбросить подавленную агрессию будет хорошо. Это называется проживанием подавленных эмоций.
  • Менять систему ценностей человека. В нашем примере в ходе долгих проговаривающий, объяснений и пониманий в личности изменятся приоритеты. Через какое-то время человек сначала догадается, что «он может многое делать самостоятельно и за это ничего не будет», а вслед за этим уже и сам мозг в это «поверит», то есть создаст новые нейронные связи, соответствующий модели «я могу сделать сам».

И тогда при решении задач далее мозг будет исходить из новых данных — я могу сделать то-то и то-то, при этом никаких ограничений в виде чувства вины уже нет. И мозга начнет естественно направлять свой инстинкт выживания на решения разных задач.

Личность даже не будет догадываться о том, что происходит, просто у нее как бы само собой возникни решения развестись с мужем, который постоянно опекает, найти работу и собственный источник существования, поменять город и так далее — и все это будет происходить естественно, как бы изнутри, хотя решения принимает не личность, а мозг, в обход сознанию.

Таким образом терапия позволяет снимать ограничения — неважно чем они были вызваны — культурными запретами или пережитым негативным опытом. Эффект один — человек становится более свободным в выражении своих глубинных потребностей, конкретнее, животных инстинктов.

Читайте новые статьи о психологии и мозге простыми словами в моем блоге https://meta-psy.ru/blog/